12 февраля 2015 г. в рамках IX Московской международной биеннале в Московском Мультимедиа Арт Музее открылась выставка «Мода и стиль в фотографии 2015»
Выставка организована при поддержке Правительства Москвы, Департамента Культуры города Москвы, Мультимедиа АРТ музея и московского Дома Фотографии. Включает в себя три крупных блока экспозиций.
Первый блок экспозиции выставки "Мода и стиль в фотографии 2015" носит название«Стоп-кадр»
Эта подборка российского фотографа Владимира Фридкеса посвящена звезде мирового балета, приме-балерине Большого театра – Светлане Захаровой. Владимир Фридкес впервые обратился к теме балета в 2005 году, за несколько дней до начала реконструкции Большого театра. Это был естественный порыв художника, осознающего необходимость запечатлеть уходящую эпоху, серия снимков родилась неожиданно и была сделана, что называется, «для себя».
«Когда я узнал, что Большой театр закрывается на реставрацию, я понял, очень чутко осознал, что все эти доски, лестницы, прошарканные сотнями тысяч, может быть, миллионами зрителей, занавес, который поднимался и опускался сотню тысяч раз, все это, включая советскую символику, уйдет. Уйдут навсегда живущие здесь кошки, уйдет запах», вспоминает Владимир Фридкес. По его признанию он не представлял, как правильно снимать танцовщиков, просто доверился интуиции, бродил с камерой и «сканировал пространство». Позже, та съемка легла в основу выставки.
Спустя десять лет Фридкес снова обращается к балету. Сегодня в его объективе одна из главных звезд обновленного театра – Светлана Захарова.
Прима- балерина Большого театра, талантом, грацией, красотой которой восхищается весь мир, включая королей, президентов и магнатов, запечатлена на 60 снимках.
— Я давно мечтала о такой выставке, — делилась на открытии Захарова. — Однажды мне при шла мысль: «Всегда фотографы меня выбирали, а если для реализации своей мечты Я найду мастера?» На премьере балета «Легенда о любви» (прошлой осенью) я увидела Владимира Фридкеса, снимавшего из-за кулис и зала с каких- то необычных точек. После спектакля сама подошла к нему с просьбой — посмотреть его работы. Они меня поразили своим стилем и «нервом».
Но в чем все-таки цель задуманного? Способствовать таким образом популяризации балета в целом и раскрыть сценический образ самой Захаровой?
— Второе, - признается прима.- Между публикой и сценой есть оркестровая яма, рампа, разделяющие нас. А я хотела, чтобы эта выставка разрушила перегородки между мной и публикой и приблизила нас друг к другу, — продолжает балерина. — Хотя вряд ли русский балет, в частности Большой театр, нуждается в популяризации.
Творческий тандем Фридкеса-Захаровой воспевает красоту движения, чистоту линий и пропорций, безграничные возможности человеческого тела.
Тема движения и танца созвучна теме нынешней биеннале – «Между реальным и воображаемым».
Энни Лейбовиц однажды сказала: «Танец почти невозможно снимать, потому что он рождается из воздуха и исчезает в воздухе».
Владимир Фридкес рассказывает историю своей героини, работая на грани реального и воображаемого, фиксируя, выхватывая из воздуха отдельные движения, из которых и рождается танец.
Напомним, что «История страсти» между балетом и фотографией длится более ста лет. Имена звездных фотографов ХХ века неразрывно связаны с именами звездных танцовщиков и хореографов: Сергея Дягилева, Джорджа Баланчина, Ольги Спесивцевой, Рудольфа Нуриева, Галины Улановой, Майи Плисецкой. Классические балерины не раз становились музами фотографов, художников и модельеров.
Выставка будет проходить с 12 февраля по 8 марта
Второй блок экспозиции выставки "Мода и стиль в фотографии 2015" - «Красота повседневности» французского фотографа Робера Дуано.
Его называли волшебником объектива, шансонье от фотографии, воспевшим Париж и парижан, мастером жанровых сцен, сумевшим создать невероятно лиричный образ французской столицы. Снимки Дуано вошли в историю, стали классикой мировой фотографии, знаменитый «Поцелуй на площади Отель-де-Виль» («Le Baiser de L'Hotel de Ville») разошелся миллионными тиражами в открытках и постерах.
На выставке представлены более ста авторских отпечатков, из Atelier Robert Doisneau, а также крупных частных собраний, многие из которых зрители увидят впервые. Кроме того, в выставку вошли личные документы и свидетельства, предоставленные дочерью фотографа.
Робер Дуано родился в пригороде Парижа в 1912 году. Освоив азы фотографии в Школе графического искусства и печатного дела Этьенн, где он учился на гравера-литографа, свои первые снимки – виды родного Жантийи для информационного бюллетеня местного муниципалитета – Дуано сделал в 1929 году камерой, взятой в долг у своего сводного брата. Снимая Париж и его окрестности, Дуано стал в какой-то мере последователем Эжена Атже, пытавшегося запечатлеть Париж «маленьких людей» – кочегаров, булочников, шарманщиков, точильщиков», забытый в эпоху крупномасштабного обустройства французской столицы, предпринятого бароном Оссманном во времена Второй Империи.
Поворотным моментом в судьбе Робера Дуано стала встреча с легендарным Андре Виньо –фотографом моды, художником, режиссером-мультипликатором, скульптором, виолончелистом. Начав работать оператором у Виньо в 1931 году, Дуано смог познакомиться с самыми яркими представителями французского авангарда, часто посещавшими его студию. Там же, в разгар всемирного экономического кризиса, его заметил и пригласил на работу шеф фотослужбы «Рено» Люсьен Шоффар, искавший молодые дарования.
Почти каждую свободную от работы минуту Дуано, посвящал прогулкам по городу, собирая фотографические материалы, которые стали затем основой для книги «La Banlieu de Paris», посвященной жизни парижских пригородов, созданной совместно с французским писателем Блезом Сандраром и принесшей ему огромную известность.
К моменту начала Второй мировой войны Дуано уволили с завода «Рено». Он был призван в армию, воевал, а затем участвовал в Движении Сопротивления. Летом 44-го года Робер Дуано создал знаменитый фоторепортаж о борьбе героев Сопротивления против фашистов.
В первые послевоенные годы послевоенные годы Дуано с головой погрузился в работу – сотрудничал с журналами Life, Vogue и другими крупными международными изданиями, а затем был приглашен в агентство Rapho, где и проработал в качестве независимого фотографа вплоть до смерти в 1994 году.
В 1945 году Робер Дуано познакомился с Анри Картье-Брессоном – еще одной звездой мировой фотографии и основателем конкурирующего с Rapho фотоагентства Magnum, встреча с которым оказала на Дуано большое влияние.
50-е годы – стали временем расцвета таланта художника, его неповторимого стиля, искрометного чувства юмора, уникального дара рассказчика. «Фантазии повседневной жизни восхитительны. Ни один кинорежиссер не способен воссоздать те неожиданности, что встречаются на улице», – считал он.
Робер Дуано – один из самых уважаемых и почитаемых художественным, музейным и издательским сообществом фотографов во Франции. За последние десятилетия вышло более 40 книг, посвященных его творчеству. Будучи невероятно скромным, сам Дуано всегда испытывал удивление от проявляемого к нему интереса.
«В конце концов, нет ничего более субъективного, чем объектив, мы никогда не показываем вещи такими, какими они являются. Мир, который я стремился показать, это мир, в котором мне было бы хорошо, в котором люди были бы дружелюбными, где я мог бы найти нежность, которой я так жажду. Мои фотографии просто были доказательством того, что такой мир мог бы существовать», – замечал Робер Дуано.
Экспозиция «Красота повседневности» пройдет с 12 февраля по 10 мая
Третий блок экспозиции выставки "Мода и стиль в фотографии 2015" - "Россия. 20 век в фотографиях. 1946-1964 годы. Том 3"
Третий том книги «Россия. XX век в фотографиях», выпущенный в рамках издательской просветительской программы, которая ведется музеем с момента его основания в 1997 году.
Время глобальных мировых конфликтов и перемен ставит перед нами задачи осмысления и осознания истории страны, в которой мы живем. Уникальный проект «Россия. ХХ век в фотографиях» – призван с документальной точностью зафиксировать атмосферу, быт, катастрофы, войны, победы и достижения прошлого века.
Выставка «Россия. ХХ век в фотографиях. 1946-1964 гг.» включает репортажи о наиболее значимых политических, экономических, и культурных событиях этого периода, иллюстрирующие период восстановления страны после Великой отечественной войны и ее возвращения к мирной, жизни. Это и празднование 800-летия Москвы, и начало серийного выпуска на Горьковском автомобильном заводе автомобилей «Победа», и возведение Сталинских высоток, и строительство Волго-Донского судоходного канала, и похороны Иосифа Сталина, и освоение целины, и выступление Никиты Хрущева на ХХ съезде КПСС с разоблачением культа личности, и чествования первого космонавта Юрия Гагарина.
На снимках классиков советской фотографии: Дмитрия Бальтерманца, Льва Бородулина, Всеволода Тарасевича, Виктора Ахломова, Роберта Диамента, Эммануила Евзерихина, Владислава Микоши, Виктора Руйковича, Валерия Генде-Роты – звезды СССР - Михаил Зощенко, Анна Ахматова, Леонид Утесов, Сергей Михалков, Лидия Скобликова, Дмитрий Шестакович, Петр Капица, Юрий Любимов; события, повлиявшие на ход истории, а также лирические зарисовки, передающие настроение эпохи, позволяющие на мгновение приблизиться к ней, а для кого-то вспомнить детство и юность.
Интенсивный поиск будущих путей развития человечества невозможен без понимания и осмысления уроков прошлого. История России 20 века писалась и переписывалась сотни раз. Между тем одним из самых достоверных материальных свидетельств прошедшей эпохи была и остается фотография. Воссоздание фото-летописи Российского государства последнего столетия необходимо для самоидентификации с собственным прошлым, а также для обретения ценностных ориентиров, обращенных в будущее. Задача этого издания и выставки — дать возможность непредвзято посмотреть на развитие отечественной истории и пережить ее эмоционально.
Выставка «Россия. 20 век в фотографиях. 1946-1964 годы. Том 3» пройдет с 12 февраля по 22 марта
Где: в Мультимедиа Арт Музее, Москва, ул. Остоженка, 16
2015, Москва, специально для интернет-издания "Московское время" Барановская Светлана, фото Барановский Евгений
Ссылки по теме: