В Москве кинотеатре «Художественный» состоялась премьера фильма-комедии «Олимпийская деревня»
Режиссер: Александр Сухарев
Сценарий: Степан Григорьев, Александр Сухарев
Оператор: Олег Иванов
Продюсеры: Вадим Елизаров, Сергей Халков, Сергей Минаков
Монтаж: Иракли Квирикадзе, Христо Тодоров
Производство: «АМИГОС ФИЛЬМ», Россия, 2011, 90 мин
В ролях: Михаил Ефремов, Валерий Гаркалин, Денис Никифоров, Виктор Бычков, Алексей Булдаков, Сергей Колешня, Настя Городенцева, Тимофей Трибунцев, Владимир Гусев, Геннадий Хазанов, Инга Оболдина, Галина Петрова.
Текст читает: Народный артист СССР Армен Джигарханян
02 апреля 2012 года в московском кинотеатре «Художественный» состоялась премьера фильма-комедии «Олимпийская деревня»
Видимо к подготовке Олимпиады в Сочи пора вспомнить, как проходила Олимпиада в Москве летом 1980 года. На этой волне фильм даст возможность москвичам окунуться в ностальгию и воспоминания по 80-м годам, когда в столице, тогда ещё страны под гордым названием СССР, проходило главное мировое спортивное состязание. Жившие в это время люди могут припомнить, как на эти несколько дней с 19 июля по 3 августа 1980 года «закрыли» Москву, а неблагонадежных жителей выселили за 101 километр. Как радовались москвичи тому, что можно покупать в магазинах продукты без очередей, возможности попробовать то продуктовое изобилие, привезенное специально для этого знакового события в белокаменную. Ездить в транспорте без толкучки. И главное, не следить за собственной сумочкой ни в транспорте, ни в лесопарках и скверах. Не опасаясь воров и онанистов, прогуливаясь по Сокольникам и Измайлово. В это же время открываются легкие кафешки с невиданной ранее разовой посудой, кока-колой, фантой и чешским пивом, а также финской колбасой салями, хот-догами, ветчиной в банках и прочими необычными для того времени продуктами питания. После эти кафешки были преобразованы в овощные магазины, которые до сих пор радуют взгяд москвичей. Нельзя забыть и как в табачных киосках появились настоящие сигареты «Мальборо» совсем по советским ценам 1рубль 50 копеек за пачку (для сравнения «Ява» в твердой упаковке стоила 40 копеек).
Но это в Москве, а вот что делалось в Подмосковье и тем более за 101-м километром от столицы рассказывается в фильме «Олимпийская деревня».
Видимо создатели посчитали, что народонаселения за пределами места проведения Олимпиады было гораздо больше и поэтому решили рассказать и показать советскую глубинку тех лет. Так сказать, провести параллель между реальностью олимпийской Москвы и диссидентами, высланными за 101-й километр.
Сюжет картины достаточно прост и ясен.
Москва. Разгар теплого июля 1980-го года. Власти готовят Москву к приезду олимпийских гостей. В связи с компанией по "очищению" столицы, неблагонадежных граждан, инакомыслящих и диссидентов на время олимпиады отправляют за 101-й километр в дачные поселки и санатории. В их числе оказывается инфантильный виолончелист Арсений Чайка (Сергей Колешня), который, победив на конкурсе им. Чайковского, привлек к себе излишнее внимание иностранной музыкальной прессы и теперь находится под пристальным оком соответствующих органов. С виолончелью за спиной и с единственным другом – пушистым белым кроликом на руках, Арсений отправляется в "ссылку". Деревня "Протасово" живет своей привычной жизнью - дачники едят овощи с грядки, местные жители пьют горькую за олимпийские рекорды. Московские гости органично вписались в деревенский пейзаж. Устроив хиппи-лагерь на берегу реки, они пьют портвейн и дают импровизированные рок-концерты. Арсению же спокойно провести ссылку не удается... Его пиликанье сильно раздражает местных алкоголиков, которые тщетно пытаются продать Арсению украденного поросенка, для приобретения очередной бутылки «горючего», чтобы отметить день ВМФ. Бывший десантник Игорь (Денис Никифоров) – один из местных жителей деревни, ревнует к музыканту свою девушку - студентку Леру (Анастасия Городенцева), которой почему-то звуки виолончели Арсения нравятся больше, чем бицепсы и "уазик" десантника. Игорь случайно сбивает машиной кролика виолончелиста, чего Арсений уже не может вынести и решается на самоубийство над могилой пушистого друга. Лера спасает Арсения, и с этого момента они уже не расстаются. Игорь жаждет мести. В это время в Москву прилетает корреспондент "Радио Свобода" Виллиам Смит (Валерий Гаркалин). Он ищет Арсения, чтобы взять у него интервью и помочь ему в карьере. Смит узнает, где находится Арсений и едет за ним в деревню под присмотром законспирированных агентов КГБ. На фоне спортивных достижений и олимпийских побед, в деревне происходит своя "олимпиада". Запутанный клубок ситуаций разматывает двухсоткилограммовый боров по имени "Мальчик", в то время как в Москве олимпийский Мишка поднимается высоко над трибунами...
В вестибюле кинотеатра «Художественный» в день премьеры, как и обычно, было столпотворение. На показ фильма пришли создатели и актеры, принимающие участие в съемках, а также пресса и гости. Перед началом картины, благодаря корреспондентам различных изданий и телеканалов, гости стали предаваться воспоминаниям тех далеких лет.
Геннадий Хазанов окунулся в ностальгию о тех далеких годах и рассказал, как он пришел в фильм:
- Если говорить о кинотеатре «Художественный», где мы с вами сейчас находимся, то само это место будит ностальгические воспоминания. Примерно в это же время, в начале апреля, я назначил тут свидание одной девочке, в которую был влюблен. А влюбился первый раз я в 11 лет. К сожалению, девочка на свидание не пришла, чувство мое осталось безответным… Если серьезно, то актриса Инга Оболдина, с которой я играю в Театре эстрады спектакль «Морковка для императора», передала мне предложение сняться в небольшой роли в фильме «Олимпийская деревня». Ввиду того, что кинематографом я не избалован, с радостью согласился. От этой работы остались очень приятные воспоминания. Правда, все произошло так быстро, всего за несколько часов. Сцену со мной - партийным чиновником, который в преддверии Олимпиады-80 высылает подозрительных типов на 101-й километр, снимали в жилом доме на Маросейке.
Владимир Гусев в своем рассказе Интернет-изданию «Московское Время» упомянул, что жители страны Советов в те времена были совсем другими – чище, честнее, менее избалованы, добродушнее, наивнее, чем сейчас. По настоящему могли дружить. Доходы были у всех практически одинаковые. Алкоголики были начитанные. И не валялись под забором, потому что их отправляли либо домой, либо забирали в вытрезвители. Не то, что теперешние бомжи. Наша страна тогда была одной из самых читающих стран в мире. Вспомнить хотя бы как книги перепечатывались и зачитывались до дыр, проходя не одни руки.
- Да много чего было хорошего в те советские времена. Да и мы были молодыми – подвел итог артист.
Как рассказал Степан Григорьев – один из сценаристов комедии «Олимпийская деревня»:
- Для создания фильма использовались ностальгические воспоминания. И это было одним из главных моментов.
Один из продюсеров рассказал, что они нашли деревню для съемок, в которой до сих пор люди живут как при социализме.
Сам фильм пронизан доброй семейной, если так можно выразиться, атмосферой. В картине нет крови и ненависти, нет отрицательных персонажей, задействовано много животных и хороший подбор знаменитых актеров.
Не смогли посетить «Художественный» в этот день Михаил Ефремов и Денис Никифоров. Вместо себя они прислали записанные видеообращения, в которых принесли всем зрителям свои глубочайшие извинения и пожелали приятного просмотра.
Понравился один из фрагментов фильма, когда английский журналист Смит (Валерий Гаркалин) разыскивает по всему городу виолончелиста Арсения Чайку, чтобы взять у него интервью. И, блуждая по городу, где-то возле Большого театра знакомится с мальчиком, который топает ногами и истошно кричит: «Хочу в театр! Хочу в театр!». Мама затыкает уши, успокаивает голосистого ребенка, но ничего не помогает:
- Что, так сильно любит театр? - удивленно спрашивает Смит.
- Не то слово, - отвечает мать, разводя руками.
Журналист без промедления дарит громкоголосому сорванцу билет и спрашивает его имя, а тот не без гордости вещает во весь экран:
- Коля Басков.
О фильме
Фильм был снят за 2 месяца. 35 смен, из них — 28 проходили в подмосковной деревне Протасово (36 км от города Кашира; 7 км от города Озёры) и 8 смен в Москве. Съёмки начались ночью с 29 на 30 августа и закончились 14 октября 2009 года. Также был досъёмочный день 31 октября 2009 года.
В съемочной группе было занято 68 человек.
Фильм снимался на 35mm плёнку FUJI, камерой ARRI 435. Расход плёнки, примерно, 1 метр — 2 секунды экранного времени. Также применялись методы замедленной и ускоренной киносъёмок. Было снято 145 сцен. Каждая сцена снималась от 2-х до 5-ти дублей (раз)
На съёмочный процесс ушло 20 000 м (или 20 км) киноплёнки (около 10 часов материала), при этом длительность готового фильма составила 90 минут..
Большая роль в фильме отводилась съёмкам животных. Главный герой — кролик Пушок (порода — вислоухий баран). Дрессированная дикая кабаниха Рада, боров Мальчик (200 кг), поросята. Метель — собака (порода — сибирский хаски), играющая в кино волков (на её счету более 25 картин). А также лошади, куры, гуси, голуби, кот и сова.
Монтаж проводился по технологии Digital Intermediate, при котором плёнка полностью сканируется, и финальный монтаж производится в цифровом виде. Некоторые спецэффекты и задние планы были созданы с помощью компьютерной графики.
Звук: Dolby Digital.
Прокат фильма в кинотеатрах запланирован на 3 ноября 2011 года количеством в 250 копий и будет охватывать все регионы Российской Федерации. Телевизионные показы пройдут на центральных каналах России, Украины, странах Балтии и Казахстане. Заключены соглашения о прокате в спутниковых и кабельных телесетях на территории Европы, США и Израиля.
Запланировано участие фильма на нескольких международных кинофестивалях.
Бюджет 2 000 000 долларов США
На премьеру пришли: Геннадий Хазанов, Инга Оболдина, Владимир Гусев, Сергей Колешня, в общем, почти весь состав съемочной группы с артистами. В гости в к/т «Художественный» заглянули также Дмитрий Брусникин, Максим Дрозд, Дана Борисова, Юлия Шилова и многие другие известные персоны.
2012, г.Москва, специально для интернет-издания "Московское Время" (msk-times.ru) Барановская Светлана, фото автора.