В Москве в шестой раз открыл свои двери фестиваль «Арткино», который проходит в столице с 2008 года ежегодно и является на сегодняшний день одним из крупнейших отечественных киносмотров представляющим российское короткометражное кино.
Авторские, игровые, документальные и экспериментальные - традиционно свои работы представляют не только студенты и выпускники ведущих киношкол страны, но и независимые авторы, причем как мастера, так и дебютанты. Лучшую картину, представленную на фестивале, определит авторитетное жюри, в состав которого вошли именитые российские кинематографисты.
24 сентября 2013 года в столице стартовал 6-й Всероссийский фестиваль авторского короткометражного кино «Арткино». В течение пяти дней на разных площадках уже прошли и еще будут идти многочисленные события- показ конкурсной, внеконкурсной, международной программ и мастер-классы известных российских кинематографистов.
В обширной программе фестиваля 11 программ, анимационные, документальные, экспериментальные и игровые и даже фильмы в формате 3D - все картины разбиты на категории и должны занимать у зрителя до 5, 15, 30 минут экранного времени. Картины уже известные как, например каннский триумф Дарьи Беловой «Иди и играй» или прогремевшие в Италии «Туфельки» Константина Фама – история, рассказанная парой женских туфель, история о жертвах Холокоста. Или десятиминутка «Решиться на» – фильм, деньги на который собирали в Сети, а то и кино вовсе неизвестных ранее режиссеров.
Один из членов жюри продюсер и режиссер Федор Попов, уже в первый день фестиваля признался – выбирать лучших будет нелегко:
- Очень сильные работы в номинации до 15 минут. Порой даже колеблешься, кому отдавать предпочтение, потому что они такие разные.
А посмотреть оказалось, действительно, есть на что. На самый крупный в стране фестиваль короткометражного АРТ кино в этом году были присланы 400 работ, но на конкурс было отобрано только 90. Как рассказал президент фестиваля Сергей Тютин:
- Поднялся уровень фильмов, которые снимаются авторами из регионов. Эти фильмы по сути стали лучше по идеям, хотя пока еще чуть-чуть не дотягивают по профессиональным качествам. Из-за этого мы, к сожалению, некоторые фильмы и не взяли. Но они настолько интересны по своим задумкам, что мы их будем показывать во внеконкурсной программе.
О том, как важен короткий метр, в день открытия фестиваля говорили все. Режиссер Владимир Алейников признавался, что только в этом формате режиссер может делать все что угодно.
- На сегодняшний день короткометражное кино - это может быть единственное пространство, где кинематографисты могут позволить себе настоящую свободу творчества. Где нет продюсерского и студийного диктата, делайте то, что вам хочется. Может быть, именно поэтому здесь возникают замечательные работы, и я уверен будут и в будущем. Будущее за короткометражным кино. Я сам снимал короткометражную картину в позапрошлом году с моими учениками «Полет бабочки». И мне это так понравилось, что мы буквально на днях опять будем снимать новый короткометражный фильм.
Первые призы проходящего в Москве фестиваля короткометражек, в виде маленькой золотой волны на граненом постаменте, тем не менее, уже нашли своих обладателей. На торжественной церемонии открытия «Арткино» «За выдающийся вклад в развитие авторского кино» приз был вручен легендарному режиссеру Андрею Кончаловскому. Еще две награды – «Гран-при фестиваля от профессионального сообщества» и «Приз зрительских симпатий» были вручены по итогам прошлогоднего конкурса. На этот раз мнение кинематографистов совпало с результатами зрительского голосования в городах России и СНГ, все призы получил фильм Тимофея Жалнина «F5».
- Я думаю, что авторское кино и короткий метр находят сейчас все больше и больше возможностей проявить себя.- отметил со сцены Андрей Кончаловский, получая награду.- Расцвет короткого кадра и авторского кино впереди. Сейчас кино вообще можно снять, как говорится «на коленке». Хорошее кино можно снять на фотокамеру и даже на айфон. Поэтому сейчас стало снимать легче в смысле затрат. Не нужно, например, заботится о пленке, ее обработке и т.д. Сам процесс съемок становится очень простым. Сложным по-прежнему остается всё остальное. Сложно полюбить своих героев, еще сложнее передать эту любовь зрителям. Вот когда зритель полюбил то, что вы любите как автор кино, тогда можно считать что у вас картина получается. И поэтому самое главное что мы должны помнить, что самый дорогой визуальный эффект на свете, то что понимается спецэффект - это человеческое лицо.
Вообще в мире остается только два вида кино -либо коммерческое, либо авторское. Поэтому я считаю, что авторское кино имеет колоссальное будущее.
6-й фестиваль авторского короткометражного кино «Арткино» в Москве продлится до 29 сентября. В состав жюри фестиваля вошли: режиссер и продюсер Федор Попов, кинодраматург Дмитрий Соболев, кинорежиссер и сценарист Александр Котт; киноаналитик, актёр Олег Иванов; редактор, сопродюсер и кинокритик Анна Кагарлицкая; театральный режиссер и хореограф, педагог Владислав Дружинин. Президент фестиваля – кинорежиссер Сергей Тютин. Жюри определит победителей 1-го этапа. Затем победители примут участие во втором этапе фестиваля, где будут бороться за два главных приза - Гран-при и Приз зрительских симпатий. Обладатели этих призов получат Всероссийскую премию за «лучший короткометражный фильм года».
2013, специально для интернет-издания "Московское Время" Евгений Барановский, фото автора
Ссылки по теме: