Картина снята в популярном формате 3D с использованием технологии покадровой анимации с последующей обработкой в компьютерной графике. В основу сценария был положен приключенческий бестселлер Алана Сноу «Здесь живут монстры».
Фильм знакомит зрителей с сообществом эксцентричных, озорных, фантастических созданий. Милые тролли приютили и вырастили мальчика Эггза. С младенчества он рос в запутанных катакомбах, простирающихся под брусчаткой города Сырбург. Монстрики вполне довольны полной изоляцией от мира людей – жителей городка викторианской эпохи, одержимых богатством, властью и бесподобными (хотя и весьма вонючими) сырами. Рокфор-Де-Бри занимает пост мэра города и управляет городом руками своих подчиненных – снобов Белошляп. Как и любой другой житель города, мэр верит в страшные сказки о троллях, которые на протяжении более десятка лет разносит коварный Арчибальд Хватсон. Злодей решил во что бы то ни стало присоединиться к Белошляпам. Он собрал собственную банду, которую назвал Красношляпами, и намерен изловить всех монстриков. Хватсон уже добился некоторых успехов, пленив гениального исследователя и верного друга подземного племени Герберта Трабшо. В состав Красношляп входят безжалостный Подлс, неуклюжий Вантуз и невозмутимый Свинтус.
Скрываясь в своих подземельях, тролли находят настоящие сокровища в мусоре, который выбрасывают люди. Удивительные создания носят картонные коробки на пример того, как черепахи носят свои панцири. Добросердечные умельцы частенько лазают по помойкам и выуживают оттуда всякий механический мусор, который впоследствии превращают в невероятные изобретения. Впрочем, с каждым днем коробяки рискуют все больше, поскольку жители Сырбурга не понимают и не принимают их. Да еще и Хватсон подливает масла в огонь. Чтобы спутать планы коварного негодяя, Эггз вынужден выйти на поверхность, как это называют тролли «на свет божий», где встречает 11-летнюю злючку Винни, дочурку Рокфора-Де-Бри. Эггз и Винни разрабатывают отчаянный план по спасению коробяк от Хватсона, хотя для этого им предстоит проделать полный опасностей путь. Впрочем, сюжет наглядно покажет, что геройское сердце может стучать в любой груди. Даже в той, которая спрятана под картонной коробкой.
Как создавался мультик «Семейка монстров»
- С чего начинается работа над покадровой анимацией
Кадр за кадром (а в полнометражном кинематографе за одну секунду демонстрируется 24 кадра) аниматоры кропотливо и скрупулезно манипулируют подвижными объектами (персонажами, элементами реквизита и декораций) на съемочной площадке. Каждый кадр фотографируется на кинокамеру – дважды, если это 3D-камеры, которыми пользуются специалисты студии LAIKA на съемках фильмов. После этого тысячи отдельных кадров монтируются и демонстрируются последовательно с определенной скоростью – персонажи и декорации оживают. Магия кино создается вручную.
Продюсер и ведущий аниматор фильма «Семейка монстров» Трэвис Найт отмечает: «Покадровая анимация – элементарный процесс. Едва заметно сместил объект, сделал снимок – проще пареной репы. Но, как и в случае со многими другими простейшими процессами, покадровую анимацию снимать сложнее всего».
Покадровая анимация сопоставима с другими полнометражным фильмами в том, что необходимо выстроить и обставить декорации, площадку необходимо должным образом осветить, а персонажей – причесать, одеть в костюмы и «раздать» им ценные указания.
Одним из первых примеров такой анимации стал короткометражный фильм The Humpty Dumpty Circus 1898 года. Британские кинематографисты Альберт Э. Смит и Джеймс Стюарт Блэктон использовали инновационные на тот момент технологии, чтобы оживить животных и акробатов в игрушечном цирке.
Европейские аниматоры были первыми, кто использовал кукол и другие предметы для основной линии повествования. Однако в истинную форму искусства покадровую анимацию превратил житель Калифорнии Уиллис Харольд О’Брайэн, потративший несколько десятилетий на усовершенствование процесса. Карьера О’Брайэна началась с короткометражных проектов. В 1925 году он работал на съемках полнометражного фильма ЗАТЕРЯННЫЙ МИР, а в 1933-м – создавал вместе со скульптором Марселем Дельгадо главного героя оригинального фильма КИНГ КОНГ. Технология шарнирных сочленений металлического каркаса куклы обезьяны используется и по сей день. В 1949 году О’Брайэн получил премию «Оскар»® за работу на съемках фильма МОГУЧИЙ ДЖО ЯНГ.
Одним из стажеров О’Брайэна на съемках последнего фильма был Рэй Харрихаузен, который старался перенять технику своего наставника. Его мультфильм Dynamation вдохновлял не одно поколение аниматоров. Харрихаузен мастерски сочетал игру живых актеров и покадровую анимацию так, что казалось, будто люди общаются с волшебными существами. На счету аниматора фильмы ЧУДОВИЩЕ С ГЛУБИНЫ 20000 МОРСКИХ САЖЕНЕЙ (1953); 20 МИЛЛИОНОВ МИЛЬ ОТ ЗЕМЛИ (1957); СЕДЬМОЕ ПУТЕШЕСТВИЕ СИНДБАДА (1957); и ЯЗОН И АРГОНАВТЫ (1963).
Венгерский аниматор Джорж Пэл (Джорджи Пэл Марчинзек) переехал в Голливуд в начале 1940-х, начав работу с серии короткометражных фильмов Puppetoons по заказу студии Paramount Pictures. В отличие от О’Брайэна и Харрихаузена, команда Пэла использовала технологию замещающей анимации. Для каждого мультфильма вручную вырезалось до 9000 деревянных кукол, каждая из которых лишь слегка отличалась от других. С каждым новым кадром одна кукла заменялась на другую, делался снимок. Впоследствии на монтаже появлялась иллюзия движения.
Несколько короткометражных фильмов Пэла были номинированы на премию «Оскар»®, а в 1944 году он получил вожделенную статуэтку. Режиссер и продюсер продолжил использовать кукольную анимацию на съемках таких полнометражных фильмов, как ВЕЛИКИЙ РУПЕРТ (1950); МАЛЬЧИК С ПАЛЬЧИК (1958); и ЧУДЕСНЫЙ МИР БРАТЬЕВ ГРИММ (1962).
Миллионы взрослых и юных зрителей знают и любят работы Артура Рэнкина младшего и Джулза Басса. Используя нестандартный подход к покадровой кукольной анимации, они внесли свою лепту в историю кинематографа. В частности они сняли такие праздничные фильмы, как РУДОЛЬФ, КРАСНОНОСЫЙ ОЛЕНЬ [Rudolph the Red-Nosed Reindeer] (1964) и В ГОРОД ПРИЕХАЛ САНТА-КЛАУС! (1970). Басс снял полнометражные фильмы ДНЕВНОЙ МЕЧТАТЕЛЬ (1966) и СУМАСШЕДШАЯ ВЕЧЕРИНКА ЧУДОВИЩ (1967), в которых также использовалась покадровая кукольная анимация.
Несколько лет спустя Питер Лорд и Дэвид Спрокстон открыли в Великобритании компанию Aardman Animations. После прихода в компанию Ника Парка Aardman начала устанавливать новые «глиняные» стандарты в короткометражной покадровой анимации. Были сняты короткометражки «В мире животных», «Уоллес и Громит 2: Неправильные штаны» и «Уоллес и Громит 4: Выбрить наголо». После явного успеха короткометражек компания начала снимать и полнометражные фильмы. Одной из последних стала номинированная на премию «Оскар»® приключенческая комедия ПИРАТЫ! БАНДА НЕУДАЧНИКОВ.
В 1982 году художник-раскадровщик студии Disney Тим Бертон снял короткометражный фильм «Винсент» вместе с аниматором Disney Риком Хайнриксом. Выразительный черно-белый фильм был снят методом покадровой анимации и озвучен Винсентом Прайсом.
Спустя десять лет Бертон лично подобрал команду художников и аниматоров, чтобы снять методом покадровой анимации ломающий стереотипы мюзикл КОШМАР ПЕРЕД РОЖДЕСТВОМ по написанному им самим сценарию. В режиссерское кресло Бертон усадил своего однокурсника из калифорнийского художественного института CalArts и коллегу по работе в Disney Генри Селика.
Несмотря на то, что покадровая анимация остается ключевой областью интересов студии LAIKA, компания продолжает осваивать новые кинематографические технологии, включая быстрое прототипирование и компьютерную графику. Третий полнометражный фильм студии был задуман и снят в стереоскопическом формате 3D. Примечательно, что в картине сочетаются сразу несколько технологий: покадровая анимация, рисование от руки и компьютерная графика; древнейшие анимационные традиции успешно гармонируют с новейшими технологиями. Орегонская компания каждым последующим фильмом расширяет собственные горизонты и поднимает планку на следующую высоту.
Представляющий студию LAIKA Найт говорит: «Недостатка в увлекательных историях и колоритных персонажах мы не испытываем. Вдохновение можно найти везде, куда ни брось взгляд».
- Идея фильма «Семейка монстров» или создатели о фильме
Ежедневно сотрудники студии совершают маленькое чудо, собирая паззл разрозненных простейших элементов в удивительную по красоте картину. Ничего странного в том, что и мир Семейки монстров, и сами коробяки воодушевляли всех, кто был, так или иначе, причастен к проекту.
Продюсер и ведущий аниматор фильма Трэвис Найт говорит: «Идея фильма «Семейка монстров» очень незамысловата и будет понятна любому зрителю. Это очень человечная история с нестареющей и мощной эмоциональной подоплекой».
«Каждый фильм студии LAIKA – невероятный симбиоз тьмы и света, интенсивности и теплоты; в них чувствуется истинная динамика, – говорит продюсер. – Мы стремимся рассказывать истории не только с захватывающим сюжетом и завораживающей картинкой, но и, что куда более важно, с глубоким подтекстом и смыслом. Наши фильмы заставляют задумываться, пробуждают чувства и эмоции, и во многом могут считаться неоднозначными. Мы рассказываем истории, которые нашли отклик в наших сердцах и надеемся, что они найдут отклик и в сердцах зрителей всего мира».
Найт добавляет: «Семейка монстров» отличается от наших предыдущих фильмов в том плане, что «Коралина в стране кошмаров» и «Паронорман, или как приучить зомби» были классическими нестареющими американскими историями с некоторыми необычными элементами. «Семейка монстров» – совершенно иной проект. Это некая смесь детективной истории, комедии абсурда, головокружительных приключений, визуального колорита и невероятно трогательного посыла. Это похоже на то, как если бы Чарльз Диккенс писал в соавторстве с Роальдом Далем и Монти Пайтоном».
Режиссер Энтони Стакки отмечает: «Как еще мы могли показать все это в кино, кроме как через покадровую анимацию? Да и трудно себе представить лучших персонажей для покадровой анимации, чем волшебные существа, которые живут в картонных коробках, словно в скорлупках. История и студия отлично подошли друг другу».
«Но даже для студии LAIKA это большой шаг вперед, – добавляет режиссер. – В покадровой анимации пока не было семейного эпика подобного масштаба. Трэвис постоянно задается вопросом: «А что мы будем снимать дальше?»».
Найт: «После просмотра фильма будет что обсудить и детям, и взрослым, – считает он. – «Семейка монстров» практически не имеет возрастных ограничений, как и фильмы «Коралина в стране кошмаров» и «Паронорман, или как приучить зомби». Юные герои «Семейки монстров» пытаются найти свое место под солнцем, понять, кем они хотят быть, ответить на жизненные и самые главные для них вопросы, не ошибиться в выборе, выяснить, как тот или иной выбор влияет на нашу жизнь и на жизнь людей, которые нас окружают».
«Подростковый мир бывает крайне недружелюбен к аутсайдерам, – добавляет он. – Но иногда еще менее дружелюбные барьеры, выстраиваемые обществом, требуют от нас переосмыслить свое место в этом мире. Эггзу и Винни всего по 11 лет, но они смогли принять не по годам разумное решение и перестроить устоявшийся в обществе уклад».
Продюсер Дэвид Блайман говорит: «В основе истории лежат взаимоотношения мальчика и усыновившей его семьи. Его любовь к коробякам становится локомотивом, тянущим сюжетную линию. Эггз изменяет окружающий мир, чтобы его семья могла спокойно жить и радоваться».
Монтажер Эди Блайман добавляет: «Эта история рассказывает о самопознании и рассказывается через призму взаимоотношений в удивительной, любвеобильной семье и дружбы двух отважных ребятишек, которые возвели мостик между мирами людей и коробяк».
Режиссер Грэхэм Эннэйбл говорит: «Дети нашли в себе мужество взять ситуацию в свои руки. Их примеру последовали и некоторые другие персонажи фильма. Эта история о том, что не надо судить о книжке по обложке, или в нашем случае – о картонной коробке по наклейке».
На самом деле именно книжка была положена в основу сценария – приключенческое фэнтези «Здесь живут монстры» стало первой в серии книг писателя Алана Сноу. «Идея снять этот фильм появилась почти десять лет назад, примерно в то же время, когда мы начали работать над картиной КОРАЛИНА В СТРАНЕ КОШМАРОВ, – рассказывает Найт. – Потом мы на некоторое время отвлеклись на фильм ПАРАНОРМАН, ИЛИ КАК ПРИРУЧИТЬ ЗОМБИ и вот только теперь вернулись к проекту, который так давно вынашивали».
«В книге Алана Сноу рассказываются фантастические, причудливые истории, которые я обожал читать в детстве. Они чем-то напоминают работы Роальда Даля. Книги в 500 страниц вполне хватило бы на несколько самостоятельных фильмов. Но мы решили остановить выбор на коробяках и досконально изучить это семейство. Тема вполне универсальна и доступна на интуитивном уровне – далеко не все семьи являются биологическими для опрысков. Более того, в фильме «Семейка монстров» эта тема раскрывается с достаточно необычных ракурсов».
Дэвид Блайман добавляет: «Мы чувствовали, что сможем сохранить описываемые Сноу в книге идеи классовой борьбы и геноцида, описывая их даже в мотивах, которыми руководствовался коварный Хватсон».
Стакки, дебютирующий на ниве полнометражной покадровой анимации, ранее выступал сорежиссером анимационного фильма СЕЗОН ОХОТЫ. Он рассказывает: «Когда я читал книгу Алана Сноу, не мог остаться равнодушным к теме отцов и детей. У меня самого недавно появился сын, и мне приходится привыкать к новому существу, которое завелось в моем доме… Как и Трэвис, я чувствовал, что картина «Семейка монстров» могла бы занять законное место в линейке фильмов Disney. Мне фильм чем-то напоминал, скажем, историю Питера Пэна. Эггз вынужден выйти на поверхность, чтобы найти свое место в этом мире. Тем же вопросом приходится озаботиться и его другу и наставнику Шпроту».
«Когда я услышал, о каком проекте говорят представители студии LAIKA, я сразу же захотел поучаствовать в нем, – продолжает режиссер. – Я поговорил со многими друзьями и коллегами, которые уже работали с компанией, и был немало впечатлен услышанным».
После подписания контракта о намерениях с будущим режиссером разработка проекта продолжалась еще несколько лет. Затем, как и в случае с Крисом Батлером на съемках фильма ПАРАНОРМАН, ИЛИ КАК ПРИРУЧИТЬ ЗОМБИ, студия LAIKA решила усадить в кресло второго режиссера одного из сотрудников сценарного отдела. Ветеран студии Грэхэм Эннэйбл работал раскадровщиком над фильмом КОРАЛИНА В СТРАНЕ КОШМАРОВ, а затем – в том же амплуа над фильмом ПАРАНОРМАН, ИЛИ КАК ПРИРУЧИТЬ ЗОМБИ. Стакки говорит: «Я вижу в этом перст судьбы: на съемках третьего фильма подряд костяк сценарного отдела LAIKA не меняется».
Эннэйбл добавляет: «На ранних этапах работы над фильмом мы просили сценаристов оценить потенциал будущего фильма, а Трэвис всегда мог отступить на шаг назад и посмотреть на картину целиком с тем, чтобы фильм с одной стороны отвечал общим требованиям студии, а с другой – был самодостаточным».
По словам Найта, с формированием творческого дуэта Эннэйбла и Стакки не возникло никаких проблем: «Мы уже знали, что Грэхэм отличный рассказчик. Он впечатлил всех, продемонстрировав в фильме ПАРАНОРМАН, ИЛИ КАК ПРИРУЧИТЬ ЗОМБИ остроумие, отличное чувство юмора, четкое понимание истории и способность интуитивно решать любые вопросы».
Стакки добавляет: «Грэхэм моментально уловил, о чем идет речь в сценарии «Семейки монстров». Я просмотрел его комиксы Grickle и его короткометражные фильмы и не мог не отметить удивительное чувство юмора режиссера. Я понимал, что лучшую компанию для съемок фильма «Семейка монстров» я просто не найду. Я часто делил режиссерское кресло с коллегами и знаю, о чем говорю».
Эннэйбл возвращает комплимент: «Я был очень воодушевлен… и бесконечно напуган. Я чувствовал себя как мальчишка, который профессионально складывал и запускал бумажные самолетики. И вот этот мальчишка в одночасье оказывается в кокпите Боинга-747. С того времени, как я перебазировался из офиса раскадровщиков в кресло режиссера, на проекте многое поменялось. Мне посчастливилось познакомиться со многими сотрудниками студии LAIKA, с которыми я не успел подружиться за время работы над первыми двумя фильмами. Я общался с ними изо дня в день на проекте, куда более высокого уровня, чем предыдущие».
«Я с удовольствием воспринял помощь «второго пилота»: мы с Тони Стакки сразу же нашли общий язык, – продолжает он. – Изначально я работал в сценарном отделе и его опыт в режиссуре оказался как нельзя кстати. Вместе мы смогли точно сформулировать, что мы хотим сделать с «Семейкой монстров». Именно коробяки воодушевляли нас больше всего, хотя на каждой странице книги Алана Сноу было много чего интересного».
«Стакки много работал с Грэхэмом, чтобы облегчить историю и сделать ее интуитивно понятной, – отмечает Найт, – ведь в книге было куда больше персонажей и ответвлений сюжета. Они старались провести четкую и эмоциональную повествовательную линию, которая впоследствии стала бы масштабным и колоритным фильмом».
Эннэйбл добавляет: «В основе картины лежит история мальчика, выращенного созданиями, которых по ошибке заклеймили «монстрами». Фильм о родственных связях, о том, как наладить взаимоотношения в семье».
Ветеран анимационного цеха Дэвид Блайман, который взялся продюсировать фильм вместе с Найтом в сентябре 2011 года, отмечает: «У Тони отличные инстинкты в отношении визуального ряда фильма. Они отлично дополняют опыт раскадровщика Грэхэма».
«Я уже работал с некоторыми сотрудниками LAIKA на съемках полнометражных фильмов, – продолжает продюсер. – И рядовые сотрудники, и главы отделов – настоящие профессионалы. Постоянно расширяющиеся и улучшающиеся способности в работе с покадровой анимацией побудили меня вновь обратить внимание на эту форму анимации. Почему мы снимаем фильмы при помощи покадровой анимации? Потому что любим это дело. Мы снимали фильм с невероятным энтузиазмом и убеждены, что заразим этим энтузиазмом зрителей».
Стакки говорит: «Опыт Дэвида во всех аспектах покадровой анимации был поистине неоценим для меня, поскольку фильм стал моим первым опытом в этом жанре анимации».
Блайман считает: «На съемках фильма все должны работать вместе во благо общего дела. На съемках покадровой анимации человек, выполняющий функции продюсера, не может сделать ничего без помощи специалистов самых разных отделов…»
На стадии подготовки к съемкам ключевыми фигурами работы над фильмом становились художники и раскадровщики. Важная роль раскадровщиков состоит в том, чтобы проиграть в воображении каждую сцену и персонаж фильма. Этот процесс в анимационном фильме важен не меньше, чем в игровом. «Мы получаем возможность увидеть, каким будет наш фильм, – говорит Найт. – Кроме того, уже на стадии подготовительных работ мы можем понять, какие персонажи и декорации нуждаются в доработке».
«Фильм «снимается» несколько раз, с учетом всех раскадровок, – описывает процесс Стакки. – Нам с Грэхэмом компанию составляло еще 6-7 художников-раскадровщиков из сценарного отдела студии LAIKA. Только после этого мы могли перейти непосредственно к работе над фильмом. В процессе работы над раскадровками мы понимали, что работает, а что – нет; мы понимали, что именно хотим видеть в кадре. Впоследствии все детали реквизита разрабатывались и собирались специалистами соответствующего отдела. Процесс дизайна занимал довольно большое в процентном соотношении время в графике съемок. В какой-то момент мы поняли, что нам нравится общий дизайн фильма, но остались недовольны внешностью персонажей. Трэвис сказал: «Давайте лучше сейчас расставим все точки над «и», чем будем пытаться что-то исправить впоследствии, когда это будет на порядок труднее»».
«Всем было ясно, что важнее всего было сохранить линию повествования и работать на благо персонажей, – продолжает режиссер. – Приключения Эггза нас с Грэхэмом очень увлекли, и мы интуитивно понимали, какая сцена фильма зацепит зрителей – странные создания оказываются в замешательстве с появлением в их, казалось бы, закрытом сообществе милого человеческого младенца».
Эта сцена стала первой, нарисованной раскадровщиками, а затем протестированной на превизуализациях. «Начиная с этой сцены, все становится на свои места, сюжет получает костяк и начинает проявляться история», – рассказывает Стакки. Эннэйбл добавляет: «Младенца находят двое коробяк, а впоследствии его представляют всему остальному подземному племени».
Блайман говорит: «В этой сцене показывается, насколько милы коробяки. Кроме того, именно в этой сцене закладывается основной лейтмотив фильма – иногда мы придаем слишком большое значение нашим страхам и в результате можем упустить множество открытий, которые предлагает нам жизнь».
Стакки добавляет: «История о коробяках – путешествие от робости к отваге. «Семейка монстров» показывает, что если тебе не удается вписаться в мир, оставаясь самим собой, необходимо изменить этот мир, чтобы он принял тебя. Коробяки, Эггз и Винни показывают, как этого можно добиться. Сказка получилась трогательной и забавной».
О писателе Алане Сноу Эннэйбл говорит: «Алан создал невероятный мир трогательных существ, во всяком случае, невероятный для моих детей. Я проникся симпатией к коробякам, основываясь на тексте и рисунках автора. А кроме того, я усмотрел в монстриках невероятный потенциал для покадровой анимации. Я знал наперед, что все специалисты студии LAIKA готовы и способны рассказать эту историю, сделав ее красочной, яркой, смешной и трогательной».
«Еще с тех пор, когда я работал в сценарном отделе, я знал, что в работе над фильмом есть фаза, когда ты определяешь, каким будет снимаемый фильм, – добавляет режиссер. – Затем постепенно к работе подключаются другие отделы, чтобы реализовать одну общую фантазию».