Всё о фильме Орлеан от создателей картины
Светлана » 25 июн 2015, 15:59
Всё о фильме Орлеан от создателей и съемочной команды картины
Виктор Сухоруков рассказывает, что всегда интересовался творчеством режиссера Прошкина и сценариста Юрия Арабова, так как оба они работают на стыке реальности и парадокса: «Это мой мир, моё пространство – парадоксальное, гротесковое, противоречивое, где мужчины, женщины, дети, старики - они все некие создания, некие существа, и вообще я сторонник и в театре и в кино историй, где существует слово «вдруг». Я сторонник, чтобы в каждой роли был сюжет. Если его нет, то его надо придумать, тогда сюжеты ролей сталкиваются друг с другом, высекая интересную фактуру сюжета целого произведения".
За свое участие в фильме «Орлеан» он тоже благодарит это самое «вдруг», счастливый случай и судьбу.
«Я репетировал спектакль в Театре Вахтангова, и мы сидели с актерами в гримуборной. Вдруг слышу, что Сережа Маковецкий разговаривает с кем-то по телефону, и я понимаю, что он кому-то отказывает. Его уговаривают принять участие в фильме, а он отказывается, потому что он полностью отдал себя эпохальной работе с Сергеем Урсуляком над картиной «Тихий Дон». Потом я спрашиваю v Маковецкого, что это за предложение. Он рассказал, что режиссер Андрей Прошкин затевает фильм по сценарию Юрия Арабова. А вечером мне звонит один из продюсеров-Наталья Гостюшина- и говорит: «Виктор Иванович, вот мы вам хотим предложить роль». Не знали они, что я уже понимал, что позвали меня не играть, а спасать положение, потому что картина, как мне было известно, уже была на всех порах в съемочном процессе» - вспоминает Сухоруков.
И если продюсера Игоря Мишина актер знал со времен фильма «Овсянки», то с Андреем Прошкиным он был не знаком. Сомнения режиссера актер почувствовал, когда Прошкин предложил ему пройти кинопробы, которые Сухоруков по ею словам не проходил «уже лет двести». «Прочитав сценарии «Орлеана» я сказал, что должен здесь быть. Это событие, сенсация.
Я играл много странных ролей, но такой роли у меня не было. Это странный, потусторонний человек, который появляется то в одном обличии, то в другом - в какое-то "облако в штанах", как у Маяковского. Я очень это люблю, и, когда мне вдруг режиссер сказал "Я готов с вами встретиться, но нужна кинопроба", я сказал, что готов. После репетиции, после тяжелого трудового дня, я приехал к ним на базу. Прошкин пригласил девочку-партнершу и дал мне самую сложную сцену. Пробы шли четыре часа! Но я был безропотен и предан режиссеру Прошкину, потому что у меня стояла задача понравиться ему как кандидат на эту роль. Мне очень хотелось ее сыграть. Я не знал как. Я не знал, какая у него методика работы с актером, и я поэтому, как юное дитя глядит в глаза матери, я глядел в глаза Андрею Прошкину", - говорит Виктор Сухоруков. Он рассказывает, что после проб режиссер сказал, что еще должен посоветоваться с коллега¬ми. Сухоруков попросил принять окончательное решение в течение суток, так как нужно было выстраивать свой график, который у актера достаточно плотный. Но не прошло и суток, как Андрей Прошкин все-таки принял решение утвердить Сухорукова на роль экзекутора. "Для меня эта работа была чрезвычайно трудной, потому что я "прыгнул в последний вагон". Даже парик на моей голове был с чужого плеча, это доставляло массу неудобств. Я очень хотел соответствовать желаниям Андрея, и спасибо ему большое за доверие. Никогда я таких задач не ставил перед собой, но здесь впервые я даже издалека заглядывал ему в глаза, подсматривая его настроение по отношению ко мне. Я очень хотел, чтобы он был моей работой и моим участием доволен. Надеюсь, я его ожидания оправдал", - отмечает Сухоруков.
МНОГОЧАСОВОЙ ГРИМ И НЕОБЫЧНЫЕ ПАРТНЕРЫ
Одной из главных сложностей, с которыми столкнулись актеры, был пластический грим, которым в итоге занималась известная студия Петра Горшенина.
"Без них работа была бы беднее, свой талант пластических художников они приложили и проявили массу фантазии, обогащая этот сюжет, - он стал ярким, интересным, зловещим", - подчеркивает Виктор Сухорукое.
"Пластический грим я делал впервые. Мы очень долго искали грим, пробовали делать его и так, и так, приглашали разных мастеров, вот пока Петя не приехал. И тогда все сразу стало ясно. Это великолепные мастера своего дела, невероятные", - рассказывает актер Виталий Хаев. Его грим занимал больше всего времени. Актер приезжал на площадку раньше всех, чтобы ему успели сделать двухчасовой грим, а потом, когда уже уезжала вся группа, Хаеву еще больше часа этот грим снимали. Естественно, на съемке некоторых сцен за этот сложный грим переживала вся группа. "Меня заставляли голым нырять в бассейн перед всей съемочной группой. Я долго просил Андрея, чтобы не было ничего видно, а они боялись только за то, чтобы грим не отвалился, но Петя сказал, что грим не отвалится точно, смотри, чтоб что-то другое не отвалилось", - смеется Хаев. У актера Олега Ягодина сложности были не с гримом, а с... поеданием рыбы в одной из сцен.
Хорошо, что мы справились за 3-4 дубля, дальше я бы, наверное, не выдержал. Еще у нас югу моря, и я постоянно слышал шум моря, крик чаек, и было ощущение, что я на корабле плыву неделю", - рассказывает Ягодин. Фильм «Орлеан» стал первой картиной, где одним из её партнеров стал настоящий шимпанзе.
"В небольшом эпизоде со мной снимался такой "обезьян", который приезжал в цирковой машине и вытягивал в поцелуе губы. Это, конечно, необычный партнер, с такими я никогда не работала", - говорит актриса.
Что же касается основного актерского ансамбля, то все вспоминают удивительное единение во время работы над "Орлеаном" и полное погружение в невероятную ауру картины. "Это была потрясающая компания. Мне кажется, у нас сложилась такая отличная компания придурков - в хорошем смысле актерском. Иногда, конечно, мне хотелось побольше хулиганства какого-то, раз уж получила острохарактерную роль, хотелось жечь по полной. Но Прошкин - режиссер очень аккуратный", - отмечает Елена Лядова.
Как рассказывает Виктор Сухоруков, именно актриса Елена Лядова спасла его на съемках одного из эпизодов картины.
"Есть сцена, где мой герой лежит в больнице и у меня там небольшой монолог. Передо мной стоят Лена Лядова, Виталий Хаев и Олег Ягодин. И я постоянно спотыкался на одной фразе - нервничал, переживал. Монолог шикарный, я там еще закатываю глаза, как Вера Холодная. Ребята поняли, что я забываю слова, нервничаю. И когда камеры переставили за спины моих союзников и Прошкин приготовился снимать мой план, Лена вдруг приложила пальцы к губам и таинственно подмигнула мне. Вот "мотор, съемка", и она вдруг тихонько, незаметно расстегивает кофточку, а на груди у нее была фломастером написана фраза, о которую я спотыкался. Я не помню, чтобы так актеры помогали друг другу. Я был шокирован и ошеломлен. И когда я все это сказал, она снова застегнула кофточку, как ни в чем не бывало. Если бы, конечно, это увидел режиссер, был бы скандал, наверное, но она это сделала настолько деликатно, эстетично и настолько по-актерски по-доброму, что я, конечно, ей страшно благодарен. И хочу сделать заявление: "У нас в России есть великая
актриса Елена Лядова". Не только потому, что она пачкала свое тело фломастером", - говорит Виктор Сухоруков.
По его словам, такое единение в актерском коллективе он не встречал в последнее десятилетие. "Мы были друзьями, соратниками, семьей. Мы уважали друг друга, терпели друг друга, поддерживали. Актер Олег Ягодин прибыл к нам с Урала, он ведущий актер у Коляды, в жизни, он был закрыт, сосредоточен и чрезвычайно серьезен. Но он был настолько счастлив и влюблен в эту роль, что это будет открытие российской киноиндустрии. Тончайший человек, скурпулезнейший подход к делу, чуткий, внимательный. Совершенный антипод мне, потому что я такой птица-говорун, а он, конечно, Мистер Молчание. Виталий Хаев - суперпрофессионал, он знает свое дело, знает себя, дружит с Андреем, он его друг, товарищ, брат. Ему, конечно, было легко, он нас скреплял, был какой-то опорой, с ним было очень надежно работать, очень защищенно с ним я себя рядом чувствовал. Замечу еще про маленького мальчика - Павла Табакова, который ну совсем молоденький, но настолько он был готов раствориться в истории под именем "Орлеан", он был готов делать все и делал. И страшно приятно, что все мы из разных мест, из разных школ, Андрей нас собрал, и история эта нас объединила. Мы чувствовали себя очень сплоченно, очень взаимоуважительно. И думаю, это помогло картине стать еще сильнее и масштабнее. Сценарий прекрасен, режиссер суперталантлив и знает, что хочет. В результате думаю, что фильм "Орлеан" может быть событием не только у нас, но и за рубежом", - подчеркивает Сухоруков.
Однако для него съемки не обошлись и без споров с группой. Сухоруков признается, что любит проявлять на площадке инициативу, фантазировать о своем герое и предлагать идеи режиссеру, из-за чего он долго срабатывался с Андреем Прошкиным, однако в итоге они нашли общий язык. Не всегда складывался у актера и диалог с оператором Юрием Райским. "На съемочной площадке я однажды с ним поругался, потому что он, создавая образное решение фильма, вдруг имел неосторожность сказать: "Уберите этого Сухорукова из кадра, он мешает". Я так возмутился, потому что это был кадр, где единственный раз за весь фильм я демонстрирую наказание. Но, конечно, я понял, что Юрий Райский - это не просто человек с аппаратом, он Художник с аппаратом", - рассказывает актер.
Тем не менее, все споры были решены, а Сухоруков сейчас признается, что гордится тем, что "судьба всё же зафиксировала его в картине "Орлеан". Своего героя он называет совестью-преследователем. "Слово "экзекутор" не каждый понимает, особенно молодежь. Но я думаю, что эта история будет им любопытна. Здесь есть все - и любовь, и страсть, и предательство, кровь, садизм - все компоненты жаркого наблюдения за какими-то страстями. Но есть еще ум, философия, мифология, некая надчеловеческая интрига. Человек совершает поступок, к нему приходит другой человек и говорит: "Ты будешь за это наказан". Кто такой, откуда взялся, что это, по какому праву, кто ты есть и почему ты считаешь, что этот проступок преступный. И в результате раскручивается уникальная история, которая должна быть понятна всем, полезна от мала до велика и необходима каждому из нас, потому что там есть испытание грехом, проверка на грехе и наказание за грех. И мне кажется, эта картина имеет право быть букварем на школьном столе, библией у кровати, кодексом, напоминанием, инструкцией для каждого из нас", - отмечает Сухоруков.
Актер Виталий Хаев также уверен, что "Орлеан" будет интересен молодежи и зрителям среднего поколения, так как фильм сделан интересным языком и повествует о вполне понятных для каждого проблемах.
"Это такой мистический триллер и в то же время черная комедия - все подряд. Я думаю, что это про наказание, про то, что мы знаем о нем, но спохватываемся, уже, когда бывает достаточно поздно", - говорит Хаев.
Актер Олег Ягодин видит в мире "Орлеана" отсылки к произведениям Михаила Булгакова, Николая Гоголя и Франца Кафки.
"Интересно, что это вроде бы российская глубинка, маленький городок, и все-таки она находится вне какой-то конкретной страны. Это универсальная история любого маленького городка, человека, мира. Это действительно фантасмагория греха", - заключает Ягодин.
ШАПИТО, ПАРИКМАХЕРСКАЯ И БОЛЬНИЧНЫЕ ПАЛАТЫ
Фильм "Орлеан" довольно специфичен по своему художественному решению. "Нам надо было создать очень необычный мир этого города - странный мир странных героев. С одной стороны, они все узнаваемые - парикмахер, полицейский, врач - такие бытовые профессии, окружающие каждого из нас. С другой стороны, сами персонажи - все полуфрики, и мир такой фриковый их окружает. Это сочетание низкого и высокого, обычного и необычного, гротеска, правды и мистики. Потенциально сценарий давал возможность сделать такой необычный фильм. Безусловно, риск был очень большой - заходить в такой проект и не понимать, как это сложится. По результату это сложилось еще лучше, чем я ожидал", - говорит продюсер Игорь Мишин. Художник-постановщик Юрий Карасик вместе со своей командой работал практически круглосуточно и старался сделать из реально существующих объектов декорации картины. В картине можно увидеть цирк-шапито, скромные больничные палаты, немноголюдную парикмахерскую и полузаброшенный супердизайнерский офис экзекутора.
"Была бы у меня возможность, я бы всю картину снял в декорациях. Но такой возможности у нас не было, поэтому мы должны были использовать реально существующие объекты, но делать их страннее, чем они есть, для создания стиля фильма.
Для себя он определил пространство "Орлеана" как мир с больной совестью. "Наверное, фильм глобально об этом - о скелетах в шкафу, которые есть у каждого человека. Каждый думает, что расплаты не будет. Но расплата за это может прийти в любой момент. Не обязательно ждать какого-то страшного суда и необязательно это будет после смерти человека, а это может случиться внезапно с каждым - говорит художник-постановщик Для декорации картины он со своей группой использовал в основном реальные объекты Так, цирк-шапито частично снимался в стационарном цирке, белые стены которого пришлось покрывать цветной бумагой а вход с цирк выстраивали на натуре.
"Вход в цирк и часть фасада мы построили на горе над городом. Важен был хороший вид. За это заплатили ветром 11 метров в секунду на монтаже декорации. За настоящие цирковые трейлеры с нас запросили какие-то немыслимые деньги. В итоге мы задекорировали караван съемочной группы. А трейлер одного из героев нашли во дворе хладокомбината, нас привлекла форма гроба Потом уговаривали хозяина этого трейлера месяц и декорировали его два дня - вспоминает Карасик. Место работы парикмахерши Лидки было создано в помещении бывшей молочной кухни. "Это здание было совершенно заброшенным, стояло лет 10-15 бесхозным, но внешне оно походило на такой советский дом быта и подходило нам и по форме, и по цвету, и по окружению.
Оставалось только внутри сделать его насыщенным по цвету и таким при этом тревожным, как наша героиня. Создать ей некий мир внутри этой парикмахерской. Но я считаю, что хорошо получилось, потому что она живет у нас внутри идеально", - говорит Юрий Карасик. Дом для Лидки нашли в степи: постановочную группу опять же, как вспоминает художник, привлек фантастический вид. Степь, в которой стоит дом, и характер главной героини диктовали свои условия.
"О чем может мечтать человек, живущий в степи? Конечно, об океане. Так в доме появился океан, "нарисованный на куске холста", - рассказывает Карасик.
Необычно декорированный офис экзекутора нашли на старой бензоколонке, которую, по словам художника, полностью переделали и сделали, по сути, новый объект.
"Нам нужно было сделать такое странное пространство. Мы решили, что нам нужно это пространство искривить, сделать его вообще чудным. Нужно было место обитания слегка не из этого мира, чтобы у нас там засела странная секретарша, чудовищный кот, который ходит за окном, - то ли из Лукоморья, то ли непонятно откуда", - вспоминает Карасик.
Однако самым сложным для него стал, казалось бы, обычный кабинет следователя Неволина. "Очень хотелось сделать этот кабинет в полиции каким-то странным, полицию же мы видим каждый день, это такое заштампованное достаточно место, но хотелось сделать это немножко по-другому, и у нас, как мне кажется, получилось", - отмечает художник-постановщик.
ПРЕВРАЩЕНИЕ КРЫМА В АЛТАЙ. Как проходили натурные съемки фильма "Орлеан"
Юрий Арабов в своей истории описал вполне конкретное место - небольшое местечко Орлеан в Кулундинской степи на Алтае, которое своей авторской волей писатель и сценарист превратил в небольшой город. Скромный для такой сложнопостановочной картины, как "Орлеан", производственный бюджет ленты не позволил группе отправиться снимать на Алтай, поэтому местом съемок был выбран Крым, в котором часто работают кинематографисты со всего мира, так как там можно найти удивительный по своей красоте и разнородности пейзаж.
"Мы решили, что из него можно сделать Алтай, и, на мой взгляд, нам это отчасти удалось. Хотя нам приходилось использовать компьютерную графику. Есть несколько кадров в нашей картине, где мы потом стирали море и делали степь. И все наши крымские товарищи, которые с нами рабо-тали, смотрели на нас, выкатив глаза, и говорили: "Вы первая съемочная группа, которая приехала в Крым и говорит - главное, чтобы не было моря". Крым - потрясающее, настоящее кинематографическое место", - говорит Андрей Прошкин.
Съемки фильма проходили под Феодосией, где группа нашла степи и сопки, напоминающие "млечный пейзаж". Съемочный период занял 36 дней, что также было обусловлено производственным бюджетом ленты. Чтобы сэкономить время, параллельно съемкам монтажер Наталья Кучеренко, "собирала" картину.
"Монтаж был непростой. У нас были проблемы, пока мы искали нужную форму. Это заняло какое-то время. В том числе была проблема, которую мы себе придумали сами. Моя жена Наташа Кучеренко собирала картину и использовала, как это обычно делается, некую подборную музыку, которая потом уже заменяется на специально написанную для фильма. И вот Наташа использовала музыку английской группы The Tiger Lillies. И потом мы столкнулись с тем, что совершенно не в состоянии эту музыку заменить - настолько она срослась с фильмом", - рассказывает режиссер.
панк-кабаре из Лондона и аналогичный саундтрек
Знаменитое лондонское трио The Tiger Lillies работает в комедийно-трагическом жанре и исполняет композиции в стиле панк-кабаре, что как нельзя лучше подходило к стилистике картины. "Наташа Кучеренко на монтаже подложила несколько треков с альбома 2008 года FreakSnow. Это всем понравилось, но к тому моменту мы все работали в ожидании того, что надо создавать большую киномузыку. А потом я увидел объявление, что 3 декабря в клуб "16 тонн" приезжает группа The Tiger Lillies. Я говорю Прошкину, поедем познакомимся, покажем куски фильма. Мы все это сделали, группа посмотрела тизер фильма и согласилась написать саундтрек. Это, конечно, привнесло тот дополнительный эффект, который на старте ни я, ни Андрей не могли ожидать от картины. И сейчас этот музыкальный ряд, очень необычный голос лидера группы Мартина Жака и тексты дали какой-то поразительный результат, поэтому фильм получился сильнее, чем мы его делали", - рассказывает Игорь Мишин.
"Я очень долго переживал, что получается странная история: русская картина музыкально построена на англоязычных песнях, а потом мы на все это плюнули. И я очень благодарен продюсерам за то, что они договорились с The Tiger Lillies записать саундтрек. Частично мы использовали то, что у нас было. Частично они написали новую музыку специально для фильма. И мне кажется, что, невзирая на алогичность - английские песни в русском фильме, - в итоге все получилось художественно органично", - считает Андрей Прошкин.
Написанные для фильма композиции номинантов на премию "Грэмми" The Tiger Lillies легли в основу нового альбома трио - Orleans. Но в процессе съемок совместная работа постановщиков "Орлеана" с британскими музыкантами могла бы и не состояться.
"После того как мы договорились, что они пишут оригинальную музыку к картине, они прислали 13 демо, где были напеты тексты. Мы перевели их, и оказалось, что в половине песен тексты очень жесткие и в издевательской манере высмеивают и героев фильма, и авторов картины. Мы по¬просили Мартина сделать тексты помягче. Он все переписал, Андрей Прошкин слетал в Берлин в студию, где все свели и идеально расписали треки по картине. Прошкин счастливо возвращается из Берлина, а через два дня от Мартина приходит письмо, что они отзывают все права на альбом и не разрешают использовать его для фильма", - вспоминает продюсер Игорь Мишин. После такого вся съемочная группа начала нервничать и днями напролет переписывалась с музыкантами. В итоге вопрос был решен беспрецедентным образом. Группа отдала права на использование новых песен, но обязала разместить в финальных титрах фильма надпись следующего содержания: "Морально-нравственная позиция группы The Tiger Lillies не совпадает с позицией авторов фильма".
гротеск, понятный всем
Декорации, натурные съемки и оригинальный саундтрек придали ленте "Орлеан" необходимое гротескное повествование. Язык фильма стал, по словам Андрея Прошкина, самой сложной его режиссерской задачей.
"Гротеск - язык довольно рискованный. К тому же мы все - и автор сценария, и я, и продюсеры, и актеры - старались сделать картину так, чтобы ее было интересно и весело смотреть основной части зрителей. Мы постарались сделать стильную и необычную картину. Насколько нам это удалось - не знаю, это решит зритель. Одно точно уже понятно - фильм не оставит равнодуш¬ным никого. Это предмет ярких оценок и сильных споров", - отмечает Андрей Прошкин. Продюсер Игорь Мишин уверен, что этот фильм будет интересен аудитории "20+", которая не¬давно смотрела ленты "Географ глобус пропил", "Левиафан", "Дикие истории" и "Бердмэн".
Крестные отцы альтернативного кабаре» - именно так прозвали трио из Лондона The Tigei Lillies, которые написали саундтрек к фильму. Создавая музыку в мрачно комедийно-трагичном стиле с элементами брехтовского кабаре и черного юмора группа не забывает периодически заезжать к нам с концертами и уже успела полюбиться отечественной публике.
"Это референсы не по содержанию или киноязыку, а по аудитории. "Орлеан" - кино для тех, кто любит сильные эмоции, кто приходит в кинотеатр, чтобы погрузиться в особенный кинематографический мир, который нельзя увидеть в реальной жизни. Этот мир создан через яркие характеры, через ироничные образы, через черный юмор, через гениальную работу художников. Ты погружаешься в этот мир, живешь в нем два часа именно на стыке двух эмоций - сильного потрясения и смеха одновременно. Это такой эмоциональный коктейль под названием "лед и пламень", который рассчитан на людей, любящих переживать эти самые сильные эмоции", - заключает продюсер.