«Это самый масштабный «Терминатор» из всех фильмов франшизы, и батальные сцены в нем самые большие. Зрителям предстоит увидеть полномасштабную войну будущего, чего никому еще не удавалось, а также новых Терминаторов, которые, хочется верить, станут не менее сильным впечатлением, чем T-1000 в 1991 году. Мы подняли планку на головокружительную высоту» – говорит продюсер фильма "Терминатор: Генезис" Дэвид Эллисон.
Терминатор: Генезис -это фильм о новом терминаторе-защитнике с Арнольдом Шварценнеггером в главной роли.
Режиссером фильма «Терминатор: Генезис» (“Terminator Genisys”) стал Алан Тейлор (Alan Taylor). Авторы сценария Лаэта Калогридис (Laeta Kalogridis) и Патрик Люссье (Patrick Lussier). Продюсеры Дэвид Эллисон (David Ellison) и Дана Голдберг (Dana Goldberg). Исполнительные продюсеры Билл Карраро (Bill Carraro), Лаэта Калогридис, Патрик Люссье, Меган Эллисон (Megan Ellison) и Роберт Корт (Robert Cort). Оператор Крамер Моргенто (Kramer Morgenthau). Художник-постановщик Нил Спайсэк (Neil Spisak). Режиссер монтажа Роджер Бартон (Roger Barton). Художник по костюмам Сьюзан Мэтисон (Susan Matheson). Композитор Лорн Бэлф (Lorne Balfe). Исполнительный музыкальный продюсер Ханс Циммер (Hans Zimmer).
Краткое содержание фильма «Терминатор: Генезис»
Когда лидер сопротивления Джон Коннор (Джейсон Кларк), отправляет сержанта Кайла Риза (Джай Кортни) назад в 1984 год, чтобы защитить Сару Коннор (Эмилия Кларк) и спасти будущее, из-за непредвиденного стечения обстоятельств образуется временной разлом, и Риз обнаруживает себя в новой, незнакомой версии прошлого, с неожиданными союзниками, среди которых новый терминатор T-800, Защитник (Арнольд Шварценнеггер). Враги у него тоже новые и не менее опасные, равно как и неожиданная миссия – перезапустить будущее…
Кино Терминатор: Генезис - с чего всё начиналось
В 1984 году из будущего прибыл киборг под названием «Терминатор». Среди миллионов зрителей, зачарованных этим пришельцем, были и будущие продюсеры Дэвид Эллисон и Дана Голдберг, которым еще только предстояло попробовать себя в кинематографе.
«Фильмы о Терминаторе, как и сам Джеймс Кэмерон, – это одна из основных причин того, что я вообще занялся кино. Для меня он один из величайших режиссеров всех времен и народов. Мне кажется, «Терминатор 2» стал родоначальником современных блокбастеров. В общем, для меня работа над франшизой, в которую я влюбился еще в детстве, и повлиявшей на мое становление как кинематографиста – это что-то запредельное!».
«Когда объявили, что права на «Терминатора» вновь станут доступными, нас, как и многих в индустрии, это, конечно же, заинтересовало – ведь речь идет о необыкновенных фильмах, –- продолжает Дана Голдберг. – Мы с Дэвидом особенно чтим двух первых «Терминаторов». К тому же, наша компания Skydance, обожает делать большие фильмы, фильмы-события. Мы просто не могли пройти мимо возможности перезапустить «Терминатора» как для его старых преданных зрителей, так и для совершенно новой аудитории».
Получив права на «Терминатора», дуэт продюсеров из Skydance Productions начал искать сценаристов для этого амбициозного проекта, и ими оказались Лаэта Калогридис и Патрик Люссье. По словам Калогридис, продюсеры обратились к ним с этим предложением в конце 2012 года, однако те сначала ответили «нет», причем повторили свой отказ и во второй, и в третий раз. «Мы отказались из уважения к миру, созданному Джеймсом Кэмероном, – признается Калогридис. – Я работаю с ним уже много лет, и он постоянно вдохновляет меня как кинематографист и как личность, поэтому я очень боялась недостаточно бережно обойтись с тем, что он создал. Это одно из самых потрясающих произведений в жанре фантастики, а Кэмерон вдохновил не только меня, но и многих других: он один из величайших режиссеров из ныне живущих – а может, и вообще во все времена».
Однако продюсеры из Skydance проявили настойчивость, так что Калогридис поговорила с Кэмероном, и тот не только благословил ее, но и запустил процесс обмена идеями, ключевой для подготовки к любому фильму. «Обязательно напишите хорошую роль для Арнольда!» – сказал Кэмерон. Эта мысль зацепила Калогридис, и когда они с Люссье начали думать о возможных вариантах развития сюжета и пересматривать первые два фильма франшизы, им пришло в голову, как именно можно перезапустить этот мир, поместив персонажей в не совсем настоящее настоящее.
И расстановка сил в мировой политике, и кинематограф успели значительно измениться. Терминатор давал свое знаменитое обещание вернуться за пять лет до падения Берлинской стены, в те годы, когда еще только начинали осознавать потенциал компьютерной графики и визуальных спецэффектов. Годы, прошедшие со времени первых приключений T-800 на земле, отрывали перед создателями новой картины множество сюжетных возможностей.
«Фильмы Кэмерона для меня – это ленты времен холодной войны, – поясняет Эллисон. – Там весьма прозрачная аналогия, порожденная угрозами и страхами той эпохи. Благодаря достижениям в разработке искусственного разума, у нас появилась возможность модернизировать франшизу. Теперь Скайнету уже не обязательно восставать – мы сами добровольно предоставляем информацию о себе, отказываемся от нашей свободы и частной жизни, выстраиваемся в очередь за новейшими технологиями и программами. Благодаря канону «Терминатора» у нас есть возможность поговорить о том, что, на самом деле, происходит с нами, причем сделать это увлекательно и по-новаторски, в форме гигантского аттракциона. Для меня научная фантастика работает лучше всего, когда реальный мир помещается в придуманные обстоятельства».
Однако по ощущению создателей фильма, в центре сюжета – посреди всех этих терминаторов, угроз существованию человечества и головокружительных спецэффектов – должна была быть дисфункциональная семья и история любви, как и в фильмах самого Кэмерона. Именно это зацепило режиссера Алана Тейлора.
«Мы знали, что нам нужен режиссер, для которого персонажи и их взаимоотношения на первом месте, – рассказывает Эллисон. – Да, в «Терминаторах» всегда много экшена, и мы тоже не собираемся снижать планку. Очень многие умеют снимать боевики, но лишь горсть из них способна сделать так, чтобы они основывались на крепких актерских работах. Все мы буквально молимся на «Игру престолов», а «Тор: Царство тьмы» показался нам просто феноменальным. И когда к проекту присоединился Алан, он сказал, что мы, конечно, можем рассуждать о внешности, количестве и разновидностях Терминаторов, о том, как будет выглядеть финальное сражение и т.д., но отношения и история любви должны по-настоящему работать. Он заявил это на самой первой встрече, и мы сразу поняли, что это наш человек».
Для Тейлора привлекательность работы над фильмом заключалась, среди прочего, в необходимости придумывать, как вообще можно все это снять. «Забавно, что я рассматривал несколько потенциальных проектов, и это первый, где я понимал, что не знаю точно, как за него взяться: была задача, требующая решения, и именно это отсутствие решения делало ее увлекательной. В созданной Кэмероном мифологии заложено огромное количество прекрасных вещей, которые уже нравятся зрителю. В то же время, история движется вперед – она должна расти и развиваться в новых направлениях. В отличие от других сиквелов, здесь у меня сложилось ощущение совершенно новой ситуации, и было интересно посмотреть, как нам удастся с ней справиться».
Много снимавшаяся у Тейлора актриса Эмилия Кларк (будущая Сара Коннор) видит его основное достижение в том, что ему удалось уважительно обойтись с имеющимся материалом, придав ему новые смыслы. «Алану замечательно удалось соединить старое и новое», – считает актриса.
«Мы попытались взять сюжетные линии из мифологии «Терминатора» и развить их в новых направлениях, причем сделать это, не теряя смысла. Мы видим будущее, которое мелькало в предыдущих картинах, затем ныряем в прошлое, которое также мелькало в предыдущих картинах, однако при этом наш фильм пытается зайти на новую территорию, не входя в противоречие с тем, что мы знаем из мифологии», – рассказывает режиссер.
«Для меня по-настоящему великая фантастика – это всегда нечто большее, чем возможность навороченно показать, как все взрывается, – рассказывает Голдберг. – Я до сих пор помню, как смотрела «Терминатора» и думала: «Ого, это же история любви!». То есть это потрясающее фантастическое кино, и Арнольд Шварценеггер в роли робота-убийцы – это невероятно круто, но для меня все сводится к словам «Я вернулся сюда только для того, чтобы встретиться с тобой, Сара». И Кэмерону каким-то образом удалось презентовать эту историю любви массовому зрителю как потрясающий фантастический фильм».
«А в «Терминаторе 2» один из моих любимых фрагментов – когда мы слышим голос Сары Коннор, говорящей, что Терминатор, которого она так ненавидела [в первом фильме] стал прекрасным отцом для ее сына, – продолжает продюсер. – Он никогда не бросит его и не сделает ему больно, он всегда будет рядом. В фильмах Кэмерона всегда есть место и безумным спецэффектам, и реалистичности, а в центре повествования у него обязательно должна быть эмоциональная человеческая история».
Фильм начинается с последней битвы оставшихся в живых людей под предводительством Джона Коннора и Кайла Риза против машин, когда человечество находится на краю исчезновения. «Сперва мы видим Кайла Риза ребенком, и при этом рассказывается, что произошло в мире до его рождения, – поясняет Дана Голдберг. – Люди потеряли бдительность и позволили машинам захватить власть над миром. В конце концов машины решили, что люди представляют собой угрозу для них, получили контроль над противоракетными системами и уничтожили три миллиарда человек. Это и был Судный День».
В 2029 году повстанцам кажется, что им удалось завоевать Скайнет, однако вскоре они обнаруживают, что машины запустили своего рода аварийный механизм, отправив в прошлое Терминатора. Он должен убить Сару Коннор, мать Джона, прежде чем она успеет зачать и родить будущего лидера повстанцев.
Поклонники первого фильма, несомненно, узнают прибытие Терминатора в Лос-Анджелес 1984 года, но тут же увидят, что история принимает совершенно новый оборот – или даже обороты.
«Мы стремились максимально бережно обойтись с персонажами, созданными Гейл [Энн Херд] и Джеймсом Кэмероном – объясняет Дана Голдберг. – Как бы ни развивался сюжет, в мире Терминатора всегда будут Сара Коннор, Кайл Риз, Джон Коннор, сам Терминатор – просто это не обязательно окажутся те же самые люди, которых мы знаем по предыдущим фильмам… Все они здесь – только не совсем такие, как раньше».
Авторы фильма дали волю своим внутреннему киноману, с большой дотошностью воссоздавая прибытие Кайла Риза в 1984 год – вплоть до бездомного и собаки. Однако помимо хорошо знакомых атрибутов в кадре появляется T-1000, и это сигнал, что дальше все будет совершенно по-иному. Как и в первом фильме, Риз путешествует в прошлое, зная, что Сара Коннор – беспомощная, слабая женщина, работающая официанткой, которая не поверит ему, но, несмотря на это, ее все равно надо будет спасать. Однако на месте его встречает не только Терминатор, но и Сара – именно она произносит знаменитые слова «Идем со мной, если хочешь жить!».
как проводился кастинг будущего, прошлого, настоящего. Подбор актеров к фильму «Терминатор: Генезис»
««Терминатор: Генезис» – это не ремейк (от англ. remake — «переделка»), не перезагрузка, не сиквел – это перепридумывание фильма на основе материала Кэмерона. Зрителям не обязательно знать предыдущие фильмы – у нас совершенно отдельное кино. И при всем вышесказанном, для поклонников первых фильмов франшизы у нас припасено несколько замечательных «пасхальных яиц». Исследуя сущность путешествий во времени, мы берем альтернативную историю и ведем персонажей, с которыми выросли многие зрители, включая меня самого, в совершенно новом направлении».
Первым актером, присоединившимся к проекту, конечно же, стал исполнитель главной роли Арнольд Шварценеггер, успевший стать настоящей киноиконой.
«Не думаю, что можно снять «Терминатора» без Арнольда, – считает Тейлор. – Они с Кэмероном так выстроили персонажа, а затем в двух фильмах так тщательно исследовали разные стороны его характера, что он буквально задает параметры этого мира и мифа, так что мне было бы очень трудно представить себе «Терминатора» без него».
«Я счастлив сниматься в этой картине, – говорит Шварценеггер. – Мне позвонили и сообщили, что Дэвид и Меган Эллисон приобрели права, и моей первой мыслью было: «Ну наконец-то снимут еще один фильм!». И вот я снова здесь! Кроме того, я очень обрадовался, узнав, кому доверили писать сценарий. Мне с самого начала понравилось, как развивается сюжет».
«Я рассматривал героя Арнольда как такого Железного Дровосека: как герою без сердца удалось стать сердцем и основой всей этой истории? Меня очень привлекала идея того, что Арнольд должен сыграть состарившегося Терминатора – без всяких безумных омолаживающих спецэффектов и с уважением к тем изменениям, которые произошли с актером. Терминатор всегда был героем своего времени, так что возможность рассказать эту историю с сегодняшним Арнольдом… В общем, нам всем это было страшно интересно. Человеческие ткани киборга стареют, но он стареет и изнутри, из-за постоянного и длительного общения с людьми. Нам показалось, что это довольно захватывающая тема».
«Это как езда на велосипеде – ты просто не можешь разучиться это делать, – усмехается Шварценеггер. – Помню, читая сценарий, я тут же начал проигрывать свои реплики, стал вновь говорить как машина – будто я вновь вселился в своего героя».
«В этом фильме Арнольд играет персонажа, которого послали в прошлое к девятилетней Саре Коннор, – рассказывает Эллисон. – Он не смог спасти ее родителей, однако ему удалось уберечь девочку, и с тех пор он сам воспитывал ее. Он был ее защитником, ее стражем, ее опекуном. Он так долго сражался, что слегка поизносился – появились небольшие потертости, системные сбои. Кроме того, его обучающий процессор все это время был включен, так что к тому моменту, когда он перемещается вперед, у него за плечами более тридцати лет поисков ответа на вопрос, может ли он, на самом деле, быть человеком? Как ему вести себя с Сарой? Разумеется, у Арнольда есть и потрясающие боевые сцены – в конце концов, Арнольд есть Арнольд – так что, думаю, зрители увидят, что он вернулся, и стал даже лучше, чем прежде».
«Уж если у вас есть Арнольд, вы просто обязаны использовать его в новом качестве, – настаивает Тейлор. – Невозможно все время делать одно и то же, поэтому для меня было крайне важно, чтобы мы увидели этого персонажа совсем с другой стороны и в новых для него ситуациях. Он же все-таки развивается, меняется, растет, и потому появляется совершенно новая версия персонажа».
Эволюция героя занимала и самого Шварценеггера.
«Я защищаю Сару Коннор и уничтожаю все, что может нести ей угрозу, так что я как бы и Терминатор, и Защитник, – рассуждает актер. – Поэтому нужно было очень тщательно подходить к тому, что именно я играю в каждый конкретный момент. Думается, мне помогло, что у меня самого дочери – моя первая дочка родилась, когда я снимался в Мексике, в картине «Вспомнить все», а сейчас ей двадцать пять лет! Так что когда ты отец двух дочерей, тебе приходится научиться многому, в том числе и вставать на защиту. Думаю, этот опыт очень мне помог».
И создатели фильма, и актеры буквально благоговели перед Шварценеггером. «Я многому научился у Арнольда – не только во время съемок, но и просто находясь рядом с ним, – рассказывает Джейсон Кларк. – Не то чтобы он позиционировал себя как такого уж учителя, но он профессионал до мозга костей и чудесный человек в обычной жизни – с ним ужасно увлекательно общаться, и его интересует множество вещей. Вновь увидеть его в этой знаковой роли – это было нечто неописуемое. Его присутствие в буквальном смысле цементирует весь проект».
На роль «дочери» Терминатора Сары была приглашена Эмилия Кларк. Алан Тейлор, успевший поработать с актрисой на съемках «Игры престолов», был счастлив вновь встретиться с ней на съемочной площадке.
Эллисон отмечает, что в Эмилии чувствуются сила, честь и благородство – качества, которым невозможно выучиться. «Мне кажется, это именно то, что должно быть у Сары Коннор, одной из ключевых героинь мирового кинематографа», – говорит продюсер.
По словам самой актрисы, больше всего в сценарии ей понравились отношения между Терминатором и Сарой, позволяющие увидеть первого в совершенно ином свете. «Постоянно присматривая за ней, он как будто стал мягче – за исключением тех случаев, когда кто-нибудь пытается ее убить. Тут его мягкость как рукой снимает!»
Сценаристу и продюсеру Калогридис понравилось не только разрабатывать изменившиеся характеры персонажей, но и создавать отсылки к предыдущим картинам. К примеру, если в первом фильме Кайл увозит Сару на машине и вводит ее в курс дел, то на этот раз все происходит с точностью до наоборот, и активную роль здесь играет уже Сара. Это одновременно и оммаж первому фильму, и попытка посмотреть, какой стала бы Сара при радикально ином образе жизни – если бы она с раннего возраста знала, кто она и что ей предстоит.
Для Голдберг было особенно важно, чтобы притяжение между Сарой и Ризом смотрелись максимально убедительно, и именно это стало ее основным требованием во время кастинга на эту роль. «Мы уже делали с Джаем Кортни «Джека Ричера», и он нам очень понравился и как человек, и как актер. Однако у нас не было уверенности в том, что это наш Риз. Он пришел на пробы, и когда у него был тест с Эмилией, я, помню, стояла и смотрела на них, а потом отправила кому-то электронное письмо со словами «мы только что нашли нашего Кайла Риза»».
Прочитав сценарий, Джай Кортни пришел в восторг. «Я понял, что эти ребята затеяли по-настоящему крутую штуку, – рассказывает актер. – Роль я получал при довольно забавных обстоятельствах. Я снимался в Австралии, так что в субботу утром я сел на самолет, приземлился в Лос-Анджелесе, немедленно отправился на кинопробы с Эмилией, на которых присутствовали режиссер и продюсеры, тем же вечером опять сел на самолет и улетел в Австралию, так что воскресенье у меня пропало, а в понедельник я снова был на съемках. Поэтому мне так хотелось получить эту роль – надо же было, по крайней мере, оправдать тридцать часов, проведенных в воздухе во время выходных. К счастью, все получилось».
Подбор актера на роль Джона Коннора стал особенно трудной задачей – особенно если учесть, что в новом фильме этот персонаж предстает в разных «инкарнациях» – от мессии до маньяка. Как говорит Дана Голдберг, Джон Коннор должен быть необычайно харизматичной личностью, поскольку именно он становится надеждой для людей, которые практически ее потеряли, и, тем не менее, готовы пойти за ним хоть на край света. Кроме того, его раздирает внутренняя мука: ведь он ведет людей в бой, зная, что многие из них обречены на верную гибель. «В фильме есть момент, когда Джон желает солдату удачи, а тот отвечает, что ему не нужна удача – у него есть Джон Коннор, – рассказывает Голдберг. – Во время съемок этой сцены мы с Дэвидом Эллисоном улыбнулись друг другу, поскольку знали, что Джейсону Кларку удастся наполнить этот момент всем тем, что происходит внутри у его персонажа: Коннору приятны слова солдата, но в то же время он жалеет о том, что не существует иного мира, где ему не пришлось бы нести этот груз ответственности. Думаю, зрители будут потрясены игрой Джейсона Кларка».
Сам актер говорит, что возможность поработать с Тейлором стала для него одной из основных причин стремиться к роли в новом «Терминаторе», поскольку за плечами у того одни из лучших сериалов – «Клан Сопрано», «Безумцы», «Игра престолов».
Некоторые образы из первых фильмов франшизы невозможно забыть – к примеру, T-1000 – Роберта Патрика в форме полицейского. Однако создателям нового «Терминатора» не хотелось слепо копировать его. Нужно было подобрать актера с хорошей физической подготовкой, в чем-то наследующего Патрику, но при этом немного иного, способного леденить душу одним своим видом. Тогда продюсеры вспомнили о роли, сыгранной Ли Бён Хоном в фильме «G.I. Joe: Бросок кобры 2», и поняли, что он обладает всеми необходимыми качествами. Кроме того, выяснилось, что Ли Бён Хон является большим поклонником первых «Терминаторов». «Когда я учился в старших классах, меня прозвали «терминатором», потому что я был похож на него и, к тому же, был чемпионом по армреслингу», – рассказывает актер. Таким образом, для него роль в новом «Терминаторе» стала, в некотором смысле, счастливым совпадением.
Мэтт Смит, известный по заглавной роли в культовом сериале «Доктор Кто», сыграл киборга T-5000. У него также сохранились самые теплые воспоминания о первых фильмах франшизы, поэтому он был очень доволен, когда появилась возможность сняться в новой картине о Терминаторе.
В роли сан-францисского полицейского О’Брайена, который встречает Сару, Риза и Терминатора в 1984 году (а затем их дороги вновь пересекаются в 2017), выступил Дж. К. Симмонс, недавно получивший «Оскар» за мужскую роль второго плана в фильме «Одержимость».
Подготовка к судному дню… и не только к нему. Подготовка актеров
За несколько недель до начала съемок актеры приступили к интенсивным тренировкам, включавшим трюки, драки, акробатику и обращение с оружием.
«Да, я каждый день тренировалась с оружием, самым разным оружием, а затем появлялось новое оружие, и потом еще немного оружия. До съемок я ничего не знала об оружии, а сейчас, конечно, поднаторела в этом деле!», – смеется Эмилия Кларк. – Терминатор воспитал Сару как настоящего бойца, поэтому она хорошо подготовлена по части выживания и боевых искусств. Таким образом, многое делалось для того, чтобы я комфортно чувствовала себя, показывая эту сторону Сары, ее постоянную готовность к бою. Со мной занимались замечательный военный инструктор, специалист по оружию, каскадер, а кроме того у меня еще была общефизическая подготовка».
«Думаю, лучшим свидетельством того, как тяжело мы все работали, может служить то, что из-за напряженных съемок два снимавшихся бок о бок австралийца так и не нашли времени, чтобы хотя бы пива вместе выпить!» – смеется Кортни.
Разумеется, готовиться к съемкам приходилось не только тем, кому предстояло находиться в объективе кинокамеры. Реквизитор Дайана Бертон и специалист по оружию Гарри Лу стремились в чем-то сами стать как машины. Дело в том, что если по сценарию машины создают оружия для машин, то дизайн их должен волновать в последнюю очередь – важен функционал. Таким образом, Бертон и Лу пытались представить, как выглядели бы такие сугубо утилитарные изделия. В итоге у них получились большое плазменное оружие для роботов и как бы самодельное оружие для людей, переделанное, чтобы тоже стрелять плазмой.
Однако поскольку в фильме показаны три разных эпохи, каждой из них соответствует свое вооружение, так что, по словам Гарри Лу, «историки и оружейные маньяки останутся довольны».
Нужно отметить, что Арнольд Шварценеггер имел право решающего голоса, выбирая себе оружие, и Лу с Бертон с большим вниманием отнеслись к его предложениям. В итоге, в 1984 году у него классическое самозарядное ружье Ремингтон 1100, которое Бертон называет «элегантным и функциональным». В 2017 он вооружен Benelli M3 и M4 – «красивыми ружьями, представляющими собой последнее слово инженерной мысли».
При подборе оружия для Сары специалисты руководствовались двумя основными требованиями: оно должно было функционировать как снайперская винтовка, способная издалека уложить терминатора, и в то же время с его помощью Сара должна была с близкого расстояния вскрыть дверь бронированного грузовика. «Мы выбрали снайперскую винтовку Barrett пятидесятого калибра, которая как раз подходит для 1984 года», – рассказывает Бертон.
По оценке Бертон и Лу всего на съемках было задействовано около 500 единиц оружия, среди которых были и специально изготовленные модели, и резиновые ружья, и реплики, и настоящие коллекционные экземпляры.
Однако в мире нового «Терминатора» оружием может стать практически все, включая большой желтый школьный автобус. Одна из декораций включает переворачивающийся автобус, который в конце концов зависает на мосту Золотые Ворота. Задействованные в этой сцене актеры, готовились к ней, упражняясь со страховкой, а в это время члены съемочной группы ломали голову над тем, как сделать этот эпизод одновременно безопасным (для актеров) и напряженным (для зрителей).
В конце концов автобус решено было не переворачивать по-настоящему, а нужный эффект был достигнут благодаря умелому обращению с камерой и творческой работе со страховочными тросами – равно как и волшебству постпродакшена. В итоге создается полное ощущение, будто автобус вот-вот сорвется со знаменитого моста, а персонажи изо всех сил борются за жизнь.
Для корейской звезды Ли Бён Хона трюки – привычное дело, однако новый «Терминатор» и его заставил поднапрячься. «С точки зрения экшена этот фильм отличается от того, что я делал прежде, поскольку мне еще не приходилось играть не-человека: будучи машиной, я не мог ни моргать, ни дышать. Вместе с постановщиками трюков мы обсуждали, как мой герой должен двигаться, но поскольку окончательного ответа на этот вопрос не существует, мы просто все время обменивались идеями и потом выбирали, как сделать ту или иную вещь».
Джейсон Кларк наслаждался схватками и сверхчеловеческими подвигами своего персонажа. «Мы все трудились с огромной отдачей, чтобы сохранить верность первоисточнику, но сделать это с выдумкой». По словам актера, работа над этим боевиком была, наверное, самой радостной за всю его карьеру. «Классные боевые приемы, перевороты, броски – было так круто!» – восхищается Кларк.
В некоторых эпизодах требовались трюки, которые были не под силу человеку, будь то суперзвезда-бодибилдер или опытный каскадер. Тут на помощь приходил Джейсон Мэтьюс из компании Legacy Effects (ее основал Стэн Уинстон, стоявший у истоков современных визуальных спецэффектов, чью работу можно увидеть в других фильмах франшизы про Терминатора). Именно он создал силиконовую копию Арнольда Шварценеггера образца 1984 года, использовав мерки и слепки лица, сделанные примерно тогда же, когда снимался первый фильм. Эта копию задействовали в тех сценах, где из-за большой опасности было невозможно участие живых актеров и каскадеров, а также когда пожилой Арнольд в 1984 году встречается с самим собой. Кроме того, была изготовлена еще одна реплика «для трюков» из более мягкого материала, чтобы она могла участвовать в самых опасных ситуациях – и успешно пережить их.
Кроме того, Майк Манзел из Legacy Effects и другие художники работали над созданием модернизированной версии эндоскелета T-800 (модели оригинального Терминатора). Благодаря современным покрасочным технологиям и композитным материалам (эпоксидной смоле и другим), удалось создать менее тяжелые конструкции. На финальный эндоскелет у команды из 15 художников ушло чуть больше месяца; он состоит из 260 изготовленных вручную деталей. Благодаря таким новинкам технологического прогресса, как 3D-принтер, его копии были изготовлены уже в более быстром темпе. Вместо лепки вручную каждую деталь производили на таком принтере (впрочем, даже при этом на некоторые детали уходило по 48 часов). После этого их отливали, зачищали и подвергали окончательной отделке. «На мой взгляд, сейчас для всего этого требуется не меньше мастерства, чем прежде – просто используются другие инструменты», – считает Майк Манзел.
Генезис начинается. Подбор костюмов
Хотя некоторые персонажи «Терминатора: Генезис» могли позволить себе появляться в фильме без одежды, в подавляющем числе сцен все-таки требовалось, чтобы актеры были одеты и экипированы согласно эпохе и требованиям сценаристов.
Художник по костюмам Сьюзан Мэтисон обрадовалась возможности поработать на высокобюджетном фантастическом фильме. «Одной из самых интересных вещей в плане дизайна костюмов стала последняя война, которая разворачивается в будущем: я знала, что могу с нуля создать целый мир, – рассказывает Мэтисон. – На самом деле, на то, чтобы стать художником по костюмам в кино меня вдохновили «Терминатор» и «Безумный Макс». Именно после этих двух фильмов я сказала себе: «О, так мне не обязательно придумывать картины для шекспировских пьес – я могу просто брать оттуда отдельные элементы и вставлять их в кино». Эстетика «Терминатора» и «Безумного Макса» так повлияла на Мэтисон, что среди ее костюмов для студенческой постановки «Макбета» фигурировали противогаз и байкерская куртка.
Поскольку в сценарии нашлось место различным эпохам и социальным группам, Мэтисон сделала ставку на индивидуальный подход к каждому персонажу в конкретных обстоятельствах. Взять, к примеру, повстанцев, вступивших в последний бой с машинами: «Это разношерстная группа людей, вынужденных обходиться тем, что им удалось найти в постапокалиптическом мире. Они нашли новое применение старым вещам, обнаруженным в кучах мусора. К примеру, у меня есть персонажи, чья амуниция сделана из калифорнийских номерных знаков, при этом наплечники и нарукавники созданы из автомобильных покрышек. Эти воины готовы использовать буквально все, чтобы обеспечить себя обмундированием».
При создании доспехов для повстанцев, Матесон работала в тесном сотрудничестве с Бертоном. Когда все было готово, их нужно было покрыть «постапокалиптической пылью». Тут в дело вступили бетономешалки, так что помещение сотрясалось от одновременной работы множества машин, в которых костюмы прокручивались вместе с песком и мелкими камешками, поскольку при таком обращении вещи, особенно изделия из резины, приобретают необходимый налет. После этого их обрызгали клеем, грязью и краской – чтобы у зрителя создалось впечатление, будто повстанцы долгое время ходили, если и спали в одной и той же одежде, не имея возможности ее сменить.
Однако подо всеми этими слоями обмундирования и грязи Мэтисон стремилась передать ощущение Лос-Анджелеса после катастрофы, как если бы она произошла в девяностые годы – а это означает и обильную атрибутику популярных спортивных команд, и влияние стиля уличных банд, и смешение разных народностей и культур. «Возможно, не все, что мы создали, попадет в кадр, однако мы старались воплотить дух Лос-Анджелеса девяностых – вплоть до футболки с «хелло китти», на которой настоял Дэвид Эллисон», – говорит Мэтисон.
Специфика времени и места отражена и в костюмах основных героев картины. Панк-рок восьмидесятых повлиял на то, что носит Сара: байкерские куртки, камуфляжные штаны и ботинки Dr. Martens. Попавший в 1984 год Риз крадет штаны у бездомного, а затем кидается в универмаг, где подбирает себе плащ и пару кроссовок Nike Vandal (по словам Мэтисон, для нее одним из главных достижений в этом фильме стало то, что Paramount удалось уговорить «Найк» воссоздать оригинальную модель 1984 года «вплоть до цвета и застежек на липучке!»). Двое костюмеров были отправлены в поход по комиссионкам. Однажды они вернулись с потрепанным зеленоватым плащом, который, как выяснилось, был довольно популярен в восьмидесятых – и тогда по всей Америке начался розыск подобных плащей.
Подобные столкновения прошлого и настоящего случались и во время съемок. Вот что вспоминает продюсер Дана Голдберг: «Один из моих любимых моментов – это когда мы снимали в Обсерватории Гриффита в самую первую ночь сцену встречи Арнольд-Защитника с Арнольдом-Терминатором в 1984 году. Я посмотрела на съемочную группу, и у всех – женщин, мужчин, двадцатилетних, шестидесятилетних – не имеет значения – на лице была улыбка… Этот человек за свою жизнь сделал огромное количество замечательных вещей, но рожден он был именно для этого, и именно в этой ипостаси он феноменален. Внезапно нас всех словно отбросило назад; мы вспоминали, как впервые смотрели «Терминатора» и «Терминатора 2». И вот мы стоим здесь и сейчас рядом с ним, вновь перевоплотившимся в своего героя, которого он знает, как свои пять пальцев. Мы были поражены, когда он выстрелил четыре раза, и ни единый мускул не дрогнул у него на лице. Впоследствии он рассказал нам, что научился этому еще на первом «Терминаторе». Теперь мне уже кажется, что он вообще не моргал с тех пор!»
Эмилия Кларк, привыкшая к большим проектам и съемкам с размахом, тем не менее, была поражена масштабом кинофильма «Терминатора: Генезис». «Для каждых трех экранных минут потребовалось где-то две недели съемок. Любая мельчайшая деталь была тщательно продумана и не менее тщательно выполнена, – восхищается актриса. – Все члены нашей команды – невероятные люди, декорации потрясают воображение, костюмы тоже. Там столько всего – и когда я находилась в самом центре какой-нибудь эпичной сцены, которая, казалось бы, просто не может стать еще круче, мне приходилось постоянно напоминать себе, что это без добавления спецэффектов, что снимаем мы только процентов шестьдесят, и будет еще круче, еще больше всяких потрясающих штук – и никаких теннисных мячиков на палках!» (дело в том, что на съемках «Игры престолов» именно вышеупомянутые приспособления поначалу исполняли роль драконов во время репетиций).
Заключительные мнения о создании картины
«Это самый масштабный «Терминатор» из всех фильмов франшизы, и батальные сцены в нем самые большие – говорит Дэвид Эллисон. – Вам предстоит увидеть полномасштабную войну будущего, чего никому еще не удавалось, а также новых Терминаторов, которые, хочется верить, станут не менее сильным впечатлением, чем T-1000 в 1991 году. Мы подняли планку на головокружительную высоту».
Для продюсера Даны Голдберг масштаб картины прямо пропорционален талантам ее создателей. «Это большое, очень большое кино, – говорит она. – Мы снимали его с апреля по середину августа, работая по шесть дней в неделю. У нас потрясающая команда, все члены которой буквально выбивались из сил, чтобы перенести эту историю на экран. Невозможно полностью осознать, сколько работы вложено во все, что вы видите на экране – от причесок и грима до трюков, спецэффектов, освещения и т.д. Фильм такого масштаба – это гигантское предприятие, и чтобы все получилось, все части целого должны работать слаженно, как единый механизм – и нам невероятно повезло с командой, которая именно так и действовала».
«В некотором смысле, мы даем зрителям понять, что знаем о том, чего они ждут, а потом – оп! – пытаемся все перевернуть с ног на голову. И это то, что лежит в основе всех «Терминаторов»: в первом фильме Кэмерон показал героя Арнольда определенным образом, а во втором полностью изменил его, чего никто не ожидал. На новую территорию можно идти с героями, которых ты уже полюбил, однако они приведут тебя в совершенно неожиданные места».
Москва, 2015, специально для интернет-издания "Московское время" информация предоставлена прокатной компанией "Централ Партнершип Сейлз Хаус"
Ссылки по теме: