Краткое содержание фильма «Иррациональный человек»
Профессор философии Эйб Лукас (Хоакин Феникс) эмоциально опустошен; он не видит в своей жизни ни радости, ни смысла. Ему кажется, что все его занятия, от политического активизма до преподавания, ничего не меняют.
Эйб приезжает преподавать в небольшой колледж, и вскоре в его жизни появляются две женщины: Рита Ричардс (Паркер Поузи), одинокая профессорша, мечтающая, чтобы он вызволил ее из несчастливого брака, и Джилл Поллард (Эмма Стоун), его лучшая студентка, которая становится его ближайшим другом. Джилл любит своего бойфренда Роя (Джейми Блэкли), однако ее неодолимо притягивают мятущаяся творческая натура Эйба и его экзотическое прошлое. Даже когда Эйб начинает демонстрировать признаки душевного расстройства, его привлекательность в глазах Джилл только возрастает. Тем не менее, когда она пытается перевести их отношения в романтическую плоскость, он отвечает ей отказом.
Но однажды Эйб и Джилл невольно подслушивают чужой разговор, и для Эйба вдруг все меняется.
Сделав важный выбор, он обретает способность вновь ощутить вкус и многообразие жизни – однако, его решение запускает цепь событий, которым суждено навсегда изменить Джилл, Риту и его самого.
Картина «Иррациональный человек» - драма, детектив, 2015 год, США, продолжительность 96 мин. (01:36)
Всё о создании фильма Вуди Аллена «Иррациональный человек» :
На протяжении всей своей карьеры Вуди Аллен увлекался философией. Он высмеивал ее в юмористическом эссе «Моя философия (My Philosophy), пьесах (например, в «Смерть открывает карты» (Death Knocks) и «Бог» (God)) и фильмах («Любовь и смерть»). В то же время, в таких картинах как «Преступления и проступки» и «Матч-пойнт» он исследует философские темы в более серьезном ключе. «С самого раннего возраста меня всегда тянуло к тому, что называют «главными вопросами», – говорит режиссер.
Интерес к философии у него оформился, когда он подростком открыл для себя фильмы Ингмара Бергмана.
«Они сразу захватили меня, – вспоминает Аллен. – Тогда я еще не читал Ницше и Кьеркегора – философов, оказавших сильное влияние на творчество Бергмана – однако его фильмы сразу же отозвались во мне. Я был абсолютно захвачен ими и вопросами, которые в них поднимались. Впоследствии я прочитал какое-то количество философских трудов и смог понять, кто повлиял на него и чьи идеи легли в основу его картин. Я научился наслаждаться философскими трактатами, сравнивать их, видеть, как они спорят друг с другом, предлагая противоположные подходы к вопросам, на которые нет ответа».
Увлеченность Аллена философией настолько сильно повлияла на его фильмы, что на тему философии в них было написано несколько серьезных научных работ. «Не думаю, что в моих сочинениях или фильмах содержится какая-то оригинальная философия, – говорит Аллен. – Я всего лишь продукт философов, которых я прочел. Думаю, самое большее, что можно сказать – что есть некоторые философские темы, которые можно проследить в разных моих фильмах на протяжении многих лет. Однако я в основном одержим вещами, о которых уже успели подумать множество человек. Мне не дают покоя различные грани депрессивной реальности. Такими же вопросами задавались значительно превосходящие меня художники и мыслители – просто я разбираюсь с ними своим собственным способом».
Темы, к которым Аллен вновь и вновь возвращается в своих фильмах, как правило, достаточно невеселые. Ими пронизаны такие мрачные картины как «Матч-пойнт», их отголоски слышны даже в самых, казалось бы, легкомысленных произведениях Аллена. В этом смысле «Иррациональный человек» представляет собой достаточно беспощадный пример его мировоззрения.
Эйб Лукас (Хоакин Феникс) – профессор философии, потерявший смысл жизни. Изучение великих умов прошлого не сделало его счастливее – он утратил и веру в свое призвание, и надежду на лучшее будущее. «Эйб из тех людей, которые постоянно пытаются сделать со своей жизнью что-то хорошее, – говорит Феникс. – Он увлекся политическим активизмом и ездил в места гуманитарных катастроф, пытаясь помочь людям. Но с ним произошли ужасные вещи, и в какой-то момент ему начинает казаться, что все его усилия ничего не меняют в мире. Ему нравилось преподавать, но теперь он чувствует, что мало кто из его студентов как-то изменился благодаря его занятиям. Большинство из них продолжат жить своей обычной жизнью, и, написав итоговый тест, уже никогда не станут задумываться о ее смысле». «Эйб устал от неприглядности и боли бытия, от ужасной человеческой слабости, – поясняет Аллен. – Он чувствует себя неудачником, поскольку так и не смог добиться успеха. Он просто писал умные тексты, побуждавшие высказываться студентов и других преподавателей – но настал такой момент, когда все это уже кажется совершенно неважным».
Прибыв в Брэйлин – маленький колледж на восточном побережье США, где ему предстоит преподавать на летних курсах, – Эйб обнаруживает, что репутация противоречивого мыслителя с трагическим прошлым обогнала его: преподаватели вовсю сплетничают о нем, студенты с нетерпением ждут его. Эйб оправдывает славу эксцентричного харизматика, однако глубина его отчаяния оказывается для всех неожиданностью. Кроме того, он ошеломляет своих студентов заявлением, что многое в философии – это не более чем пустая болтовня, которая не в состоянии дать ответы на вопросы реальной жизни.
Вскоре после приезда у Эйба начинаются отношения с Ритой Ричардс (Паркер Поузи) – преподавательницей, которая несчастна в браке.
«Рита чувствует себя загнанной в угол, она задыхается, – говорит Поузи. – Преподавание не приносит ей удовлетворения, она злоупотребляет спиртным, курит травку и мечтает об иной жизни – более содержательной и страстной. Она нафантазировала, что Эйб влюбится в нее и спасет». «Рите, вероятно, наговорили, что он человек активный, который умеет любить по-настоящему, и потому ей кажется, что именно он сможет вызволить ее из этой мышеловки, – рассказывает Аллен. – Она агрессивно сексуальна, и Эйб поддается под ее напором, однако, на самом деле, он ни на что не способен». «В конце концов оказывается, что в Эйбе не больше силы, чем в ее муже», – заключает Поузи.
Тем временем, Эйб завязывает дружбу со своей студенткой Джилл Поллард (Эмма Стоун) – умной девушкой, выросшей в Брейлине, где преподают оба ее родителя.
«Джилл – девушка с четкими представлениями о жизни, которая всегда шла по прямой дороге – только вот неизвестно, куда, – рассказывает Стоун. – Всю свою жизнь она провела в маленьком городке, поэтому что-то подталкивает ее записаться на курс философии, который, как она надеется, расширит ее представления об окружающем мире. Страдающий художник Эйб олицетворяет все то, что ей хотелось узнать о жизни, однако она не знала как самостоятельно к этому подступиться». «Эйб одинок, и в Джилл он видит человека, с которым можно поговорить, – рассказывает Аллен. – Он не думает о ней в романтическом ключе, однако между ними прочная интеллектуальная связь, которая становится все крепче, так что постепенно именно с Джилл он начинает проводить больше всего времени».
У Джилл есть постоянный бойфренд Рой (Джейми Блэкли), которому приходится мириться с ее возрастающей увлеченностью Эйбом. Она все время уверяет Роя в своей абсолютной ему преданности, однако при этом практически без умолку рассказывает о замечательных качествах своего нового друга. «Целый день она твердит: Эйб сделал то, Эйб сделал это, у Эйба появилась очередная потрясающая идея», – говорит Блэкли. «Как только Джилл знакомится Эйбом, Рой превращается в нечто вроде греческого йогурта – в принципе, полезно, но не то чтобы сильно увлекательно, – в то время как Эйб напоминает ядовитый топпинг из экзотических фруктов на этом йогурте».
Рой влюблен в Джилл и он стремится отстоять свою любовь, несмотря на ощущение, что его сносит куда-то на обочину. «В Рое удивительны, прежде всего, его терпение и понимание, – считает Блэкли. – С самого начала он с подозрением относится к ее увлечению Эйбом, но гонит от себя эти мысли – до тех пор, пока это не становится проблемой, мешающей их отношениям». «Мне кажется, поначалу Джилл действительно хочет верить, что с Эйбом ее связывают чисто дружеские отношения, так что ее совесть чиста, – рассуждает Стоун. – Однако, начав подталкивать Эйба к сближению, она сознает, что теперь ей придется лгать. Мне кажется, она пытается усидеть на двух стульях, поскольку молода, неопытна, и хочет взять по максимуму от обоих».
Джил впервые осознает, что у Эйба серьезные проблемы, когда на вечеринке он хватает заряженный пистолет и начинает играть в «русскую рулетку», причем успевает сделать несколько попыток. Джилл в ужасе – и в то же время ей удается найти оправдание действиям Эйба.
«Эйб все превращает в урок философии, и Джилл прилежно внимает ему, поскольку ей хочется стать такой же радикальной мыслительницей, как и он сам, – говорит Стоун. – Ей очень страшно, но она словно находится в пузыре и старается найти в происходящем что-то хорошее». Кроме того, Джилл привлекает романтическая идея, что именно ей удастся вытащить Эйба из ямы, в которой тот оказался. «Сама мысль о том, что она может спасти человека, одержимого алкоголем и идеями о самоубийстве, щекочет ее самолюбие, – продолжает Стоун. – Ей еще никогда не приходилось никого спасать, и она не понимает, что в подобной ситуации помощь может понадобиться ей самой».
Жизнь Эйба полностью переворачивается после одного неожиданного события. Однажды они с Джилл сидят в ресторане и случайно подслушивают крайне эмоциональный разговор за соседним столиком. На Эйба услышанное производит ошеломляющий эффект; втайне он решает, что пришло время активного вмешательства. «Эйб решает, что теперь он наконец-то возьмет быка за рога, и делает выбор в пользу действия, – комментирует Аллен. – Это не абстрактное действие вроде письма в «Нью-Йорк Таймз» или похода на митинг. Нет, это целый ряд вполне осуществимых дел, которые, и правда, смогут что-то изменить».
Приняв решение, Эйб как будто молодеет. Из депрессивного существа без цели и смысла он вдруг превращается в человека, пышущего энергией и жизненной силой. «Он вдруг начинает ценить жизнь, – говорит Аллен. – Он вновь обретает способность наслаждаться сексом и вкусом вина, он обильно завтракает и крепко спит». «Эйб может снова ощутить вкус к жизни, поскольку у него появилась четкая цель, в которую он верит, - рассказывает Феникс. – Это то, чего он искал, даже не зная, что именно он ищет. Ему кажется, что он не только совершает хороший поступок, но что, претворяя свой план в жизнь, он пускается в приключение».
Ни о чем не подозревающая Джилл полагает, что именно она стала причиной внезапной радости Эйба. «Она думает, что это полностью ее заслуга, что он спасся благодаря ее чуткости, пониманию и надежному плечу», – говорит Стоун.
Разумеется, действие, которое готовится совершить Эйб, абсолютно нерационально. Он, конечно, способен рационализировать его, но при пристальном анализе его аргументы были бы разгромлены в пух и прах. «В качестве объекта для веры Эйб выбирает это иррациональное предприятие, плод многих лет гнева и фрустрации из-за происходящего в мире и поведения окружающих», – говорит Аллен. Эйбу кажется, что он в силах осуществить задуманное, поскольку он считает необходимым бросать вызов устоявшимся нормам и правилам. Однако Эйб кто угодно, но только не разумный человек, каковым он сам себя считает. «Как говорит в фильме мать Джилл, работа Эйба – это всего лишь триумф стиля; ее содержание не выдержит критики, – продолжает режиссер. – Он умеет обращаться со словами, он приводит грамотные, отточенные, отлично звучащие аргументы, однако если дойти до самой их сути, они рассыплются».
Где проводились съемки фильма «Иррациональный человек»
«Иррационального человека» снимали в Ньюпорте, штат Род-Айленд, а кампус Университета Сальве Реджина сыграл роль вымышленного колледжа Брейлин. Натурные съемки велись в Ньюпорте, столице Род-Айленда Провиденсе и его окрестностях. В фильм звучит преимущественно музыка трио Рэмси Льюиса – в частности, такие его композиции, как In’ Crowd, Wade in the Water и Look-A-Here. «В этой музыке есть неустанный, пульсирующий бит, который прекрасно ложится на происходящее в фильме – под него герои могут и ездить на машине, и гулять, и совершать плохие поступки, – рассказывает Аллен. – Там есть страстность и ритм, которые ассоциируются с бурной натурой каждого персонажа».
Как и многие свои камерные драмы, Вуди Аллен снял очередной фильм в широкоэкранном формате. «Мне часто кажется, что маленькие истории очень хорошо смотрятся в широкоформатном виде, опровергая утверждение, что такой формат нужен только для вестернов или фильмов о войне», – замечает Аллен. Несмотря на использование романтической стилистики в недавних картинах «Полночь в Париже» и «Магия лунного света», на этот раз он решил, что такой материал требует реализма. «Гораздо проще делать кино о Париже двадцатых годов с уличными фонарями, булыжными мостовыми и извозчиками так, чтобы все это выглядело на миллион долларов, а вот чтобы сделать визуально привлекательным такой фильм, как «Иррациональный человек», нужно распланировать огромное количество вещей – и, на мой взгляд, у нас получилось, – рассуждает режиссер. – Но мне совершенно не хотелось как-то дополнительно стилизовать эту историю, поскольку для зрителей гораздо важнее испытать сочувствие к персонажам, и, к счастью, актерам удалось этого достичь».
Аллену кажется, что Феникс обладает своего рода «встроенной сложностью», которая как нельзя лучше подошла для этой роли. «Все, что ты просишь его произнести или сделать, становится интересным благодаря этой внутренней сложности, которая совершенно органична для него, – говорит Аллен. – В нем постоянно что-то происходит». Для Эммы Стоун это второй подряд фильм Вуди Аллена после «Магии лунного света». «Эмма излучает ум, – замечает режиссер. – Она актриса необычайно широкого диапазона – она может быть и уморительно смешной, и крайне драматичной, в зависимости от того, что нужно для роли».
«Сценарий пробудил у меня целый ряд вопросов, касающихся морали, – рассказывает Стоун. – Эйб живет, не следуя правилам общества, и Джилл пытается понять, как далеко она может зайти. Кроме того, мне понравилось, что в сценарии исследуются темы случайности и судьбы, появлявшиеся в «Магии лунного света» и многих других фильмах Аллена».
Случайность является ключевым понятием для «Иррационального человека»: в основе сюжета – цепь случайных событий, влекущих колоссальные последствия. Эта история иллюстрирует одно из основных философских представлений Вуди Аллена.
«Я твердо верю в бессмысленную случайность нашего существования, – говорит он. – Я утверждал это в «Матч-пойнте», а Эйб говорит об этом на своих занятиях. Все наше существование совершенно бессмысленно. Все мы зависим от хрупких и непредсказуемых обстоятельств. Знаете, стоит ведь только свернуть не на ту улицу…».
________
ИРРАЦИОНАЛЬНЫЙ ЧЕЛОВЕК - Автор сценария и режиссер ВУДИ АЛЛЕН
- В ролях: ХОАКИН ФЕНИКС, ЭММА СТОУН, ДЖЕЙМИ БЛЭКЛИ, ПАРКЕР ПОУЗИ, а также БЕТСИ ЭЙДЕМ и ИТАН ФИЛЛИПС
- продюсер Летти Аронсон, Стивен Тененбаум, Эдвард Уолсон
- оператор Дариус Хонджи
- художник Карл Спрэг, Сьюзи Бензингер, Дженнифер Энджел
- монтаж Алиса Лепселтер
2015, Москва, информация предоставлена PR службой "Централ Партнершип Сейлз Хаус" Россия
Ссылки по теме: