Монах и бес – российская фантастическая полукомедия, полупритча
На 38 ММКФ показали конкурсную ленту «Монах и бес» – кино для верующих и атеистов
Сценарий - Юрий Арабов, режиссер – Николай Досталь, Оператор - Леван Капанадзе,
Художник - Павел Пархоменко,
Музыка - Александр Соколов,
Звук - Максим Беловолов
В ролях: Тимофей Трибунцев, Георгий Фетисов, Борис Каморзин, Никита Тарасов, Сергей Барковский, Роман Мадянов
Продюсеры: Игорь Толстунов, Сергей Козлов, Анна Кагарлицкая
Производство Продюсерская фирма Игоря Толстунова, кинокомпания Эталон-фильм. Россия, 2016, 114 мин.
После пресс-показа картины «Монах и бес» состоялась конференция с группой создателей.
Как создавался фильм «Монах и бес» режиссера Николая Досталя и сценариста Юрия Арабова
Как рассказал Николай Досталь основная идея кино: «Может ли чёрт стать Человеком? А Чёрт его знает!» - с такими мыслями и рассказом о монахе Иване, описанном в житие и фольклоре: «…например, есть житие Иоанна Новгородского 12 века. Там написано, как монах поймал в рукомойнике беса. Тот взмолился: «Отпусти!» Монах сказал: «Отпущу, если ты меня свозишь в Иерусалим». Тот его за одну ночь туда-обратно свозил, но стал подбрасывать всякий компромат: бражку, бельё… И монахи связали Ивана Новгородского, положили на плоти в речку отпустили. А плот против течения назад приплыл. Монахи – на колени. Впоследствии Иоанн стал святым. Мощи его теперь хранятся в Софийском соборе в Великом Новгороде».
С этой идеей и притчей пришёл Николай Досталь к сценаристу Юрию Арабову, который долго думал и размышлял, целых 4 года, пока из этих кусочков не сложил забавный фантастический и мистический сценарий полнометражного кино для верующих и атеистов.
Краткое описание картины «Монах и бес»
«Монах и бес» - это фантастическая история первой половины XIX века. В проливной дождь в мужской монастырь приходит, сбивая с себя непонятно откуда появляющийся на одежде то там, то тут огонь, новый насельник Иван сын Семёна или Иван Семенович (Тимофей Трибунцев). Вместе с монахом в монастырь проникают темные силы, которые материализуются в лице Легиона (так он представился Ивану). Легион (Георгий Фетисов) избрал Ивана объектом своей дьявольской работы, всячески искушая его, чтобы сбить с избранного им пути служения Богу. Но чем сильнее искушение, тем крепче духовные силы Ивана…
Настоятель (Борис Каморзин) не может не принять странного прохожего, просящегося на постой, но понимая, что происходит что-то неладное, придумывает для него сложные послушания. Например, вычистить колодец, заполненный до краёв грязной водой, так, чтобы его превратить в святой источник. С работой, которую любой другой человек смог бы сделать не менее, чем за месяц, Иван справляется за час.
С рыбалки он приносит рыбину размером больше человека. Царя, случайно заглянувшего со своей свитой в монастырь, учит, как починить рессору кареты слюной.
Понимая, что своими действиями и словами, срывающимися с губ, он ставит себя в неловкое положение, Иван решается на исповедь.
Настоятель его спрашивает о грехах:
- Воровал?
- Да разве на Руси это грех? – отвечает Иван и кается в самом страшном своём грехе – любви ко всему на свете от кузнечика до врагов церкви православной.
Настоятель решает в очередной раз избавиться от Ивана, посылает его в одиночное поселение в лес и дает невыполнимое, казалось бы, задание – вырубить весь сухостой, а остальные деревья пронумеровать. И с этим заданием бес Легион справляется легко и непринужденно.
Иван сын Семёна придумывает, как освободиться от беса и соглашается отдать ему свою душу за полёт в Иерусалим, где берёт на себя все людские грехи и после тяжелейшего наказания розгами отдаёт богу душу, чем оставляет тёмные силы без своего тела. Бесу Легиону ничего не остается делать, как вернуться в монастырь…
«У русской души есть плохие черты и хорошие, - поделился своими мыслями Юрий Арабов,- как и у любого другого народа. Русской душе свойственно вера и безверие в одной упаковке, азартный атеизм и азартный теизм. Но я то же самое наблюдал и во французской душе. Вспомним хотя бы историю про то, когда был осквернён алтарь Нотр-Дам-де-Пари. От отчаяния повесился один известный французский философ. Ну вот какая там душа? И чем его душа отличается от нашей? Не стоит заниматься фетишизмом по поводу наших особенностей. Мы должны жить и стараться делать жизнь, по крайней мере, не хуже».
На вопрос к режиссеру, для какой категории зрителей снят кинофильм, Николай Досталь ответил: «Мне бы хотелось, чтобы в этой картине увидели современность», и больше молодежи пришло её посмотреть.
2016, Москва, специально для интернет-издания «Московское время» Барановская Светлана, кадры из фильма предоставлены pr-службой 38 ММКФ, фотографии с пресс-конференции Барановский Евгений
Ссылки по теме: