О спектакле "Золотой каньон" на сцене театра "Модернъ".
Как вам такие реплики из спектакля «Золотой Каньон», поставленного по пьесе драматурга Рустама Ибрагимбекова «Похороны в Калифорнии»: «Ну что за страна такая? Все берут и ни…чего не делают, извращенцы!»
Или: «Вот так работаешь, работаешь, делаешь всё, что приказывают. Ну, нельзя же вот так всю жизнь…»
То, что спектакль подходит для возрастной категории 18+, стало понятно сразу.
Журналисты интернет-издания «Московское время» решили на время стать театралами, посмотреть премьеру и пообщаться с Советским и азербайджанским писателем, лауреатом Государственных премий, народным писателем Азербайджана, Заслуженным деятелем искусств Азербайджанской ССР и заслуженным деятелем искусств Российской Федерации, профессором, кинодраматургом и кинорежиссёром Рустамом Мамед Ибрагим оглы Ибрагимбековым (полное имя от рождения) и руководителем Московского Драматического театра «Модернъ» народной артисткой Светланой Александровной Враговой (от рождения Гюрджян)
- Светлана Врагова и Рустам Ибрагимбеков, фото
Напомним читателям, что известность пришла к Рустаму Ибрагимбекову после того, как он в соавторстве с Валентином Ежовым написал сценарий к фильму «Белое солнце пустыни» (1969), который сразу после выхода на экраны обрёл в СССР огромную популярность. Далее были не менее известные работы: сценарий к фильмам «Урга» (1991), «Утомлённые солнцем» (1994), Сибирский цирюльник» (1998), поставленные Никитой Михалковым и отмеченные Государственными премиями Российской федерации.
- Жители города Золотого Каньона, фото
Действие спектакля «Золотой Каньон», поставленного по пьесе драматурга Рустама Ибрагимбекова «Похороны в Калифорнии», происходит в «Золотом Каньоне» - в небольшом городке золотоискателей, загадочном закрытом месте, о котором никто не знает, и куда привозят людей с завязанными глазами для того, чтобы никто из них не знал дороги назад, и не смог оттуда выбраться. Какой-то абстрактный город N – таинственный, закрытый для чужаков.
- Гробовщик из спектакля "Золотой Каньон", фото
Минимальное оформление площадки, на которой разворачивается игра, - деревянный помост, напоминающий универсальную декорацию для пьес в стиле кантри, превращается то в ложе (кровать), то в самолет, не отвлекает зрителя от происходящего на сцене. Да и у героев почти нет имен: Путник, Вдова, Хозяин, Гробовщик, Шериф, Ветеран, Игрок, Доносчик и Помощники шерифа, видимо и это не самое главное на театральных подмостках, где разворачиваются события.
В этом Каньоне существуют 7 заповедей: не убивай, не кради, не лги, не хами. не гневись…, которые нарушаются.
- Хозяин, "Золотой Каньон" - спектакль, фото
Управляет всем всесильный Хозяин и его любимая женщина Элеонора – вдова Путника, которая появляется в черном брючном костюме с перевернутой спиной, так что пуговицы пиджака оказываются ближе к ягодицам. Она ходит по деревянному помосту, как по подиуму – холодная красавица, способная на все... Внезапно в городе N появляется человек, которого все считали погибшим. Он рушит заведенный и устоявшийся распорядок.
- Путник и вдова, фото
Путник, которого никто не ждал. Его считали погибшим и как раз собирались отметить его уход. А он явился из бездны почти как призрак, тень. Его неверная жена давно нашла утешение в объятиях другого. Она пытается уговорить бывшего мужа покинуть городок, но тщетно. Ведь он пришел отомстить своему бывшему другу за предательство.
Единственным светлым пятном в спектакле проходит Китти. Она одета и двигается как Мэрилин Монро. Только когда вместо знаменитых кадров, где Монро стоит на вентиляционной решетке метро в развевающемся белом платье, мужчины окружают Китти, руками развевают ее подол, сбрасывают с неё одежды, понимаешь, что перед тобой несчастная девушка проститутка. В финале Китти со своим молодым избранником отправляется куда-то далеко. Актеры разворачивают помост, так что он приобретет контуры аэроплана.
Что будет дальше, жизнь или смерть, можно только гадать. Но надежда лишь на молодых. За их спинами – сплошная чернота.
Как и всё, что написал Рустам Ибрагимбеков, это произведение «Похороны в Калифорнии» и получившаяся постановка под названием «Золотой Каньон», неоднозначна, имеет очень глубокий философский смысл и вызывает у зрителей достаточно сложное восприятие.
- ВДВшник в голубом берете и тельняшке из спектакля "Золотой Каньон", фото
Для разнообразия в спектакле существуют театральные перестрелки, пальба, ковбои в шляпах. По видимому, чтобы приблизиться к нашему настоящему времени, ввели персонаж - заикающегося героя - ВДВшника в голубом берете и тельняшке, который с плакатом в руках выступает против проституток, так как те оскорбляют его чувства.
«Пьеса «Похороны в Калифорнии» написана почти 40 лет тому назад, может больше. В этой лихой энергичной постановке она звучит очень актуально и современно. Спектакль только начал своё движение на этой сцене, поэтому судить обо всём можно чуть позже. В целом постановка соответствует моим замыслам. По одной и той же пьесе можно поставить десятки разных спектаклей. Вариант, представленный сегодня на сцене театра «Модерн» мне нравится»,- поделился с журналистами известный драматург.- Спектакль покажется зрителю несколько политизированным, но, по словам писателя Рустама Ибрагимбекова, сценическая версия по сравнению с пьесой более «мягкая», можно сказать дана в «сокращенном политическом варианте».
«Пьесу немного актуализировали текстуально, несколько привязали к сегодняшнему дню, чего не было 40 лет назад. Но с точки зрения политического заявления и общения здесь всё гораздо мягче, веселее, интереснее. Ведь в советское время говорили бы, что это про Советский Союз, сейчас будут говорить, что постановка про наше время. На самом же деле – эта вещь вне времени! Здесь речь идет об абсолютизме [примечание автора – абсолютизм (неограниченная монархия, самодержавие) – такая форма правления, при которой верховная власть принадлежит всецело и нераздельно (неограниченно) монарху (царю, королю, императору), который «...издает законы, назначает чиновников, собирает и расходует народные деньги без всякого участия народа в законодательстве и в контроле за управлением)], о тоталитаризме [Тоталитаризм (от итал. totalitario) — политический режим, характеризующийся крайне широким (тотальным) контролем государства над всеми сторонами жизни общества. Целью такого контроля над экономикой и обществом является их организация по единому плану. При тоталитарном режиме всё население государства мобилизуется для поддержки правительства (правящей партии) и его идеологии], о неком механизме власти. Это повсеместное явление. Это существовало во все времена человечества. И поэтому я понимаю желание людей, которые поставили пьесу, чуть-чуть больше привязать её к сегодняшнему дню, и мне это нравится. Такая жизнь, которая показана в сценической версии «Золотого каньона» может быть где угодно: и у нас, и в Америке. Законы жизни есть, они объявляются для общества, но они нарушаются и не исполняются. Декларируется одно, а происходит совершенно другое! И пьеса рассказывает о том, что во все времена существует некая чудовищная закономерность, связанная с властью. К власти почти всегда, во все времена приходят негодяи. Они обещают одно, а на деле в жизни происходит совсем другое. Находятся люди, которые этому пытаются воспрепятствовать, восстают против этого, и очень часто они гибнут за справедливость и за правду. Вот об этом спектакль, который сделан в очень энергичной и интересной форме, исходя из того, что сегодняшний зритель любит активные действия, и мы идем ему в этом навстречу. Пьеса написана несколько в ином ключе и иной манере. Я бы даже сказал – в другом жанре. Это, как и спектакль, для меня несколько неожиданно, но я его в итоге принимаю». – Размышляет над спектаклем автор.
Стремиться надо к правде! Не к объявленной и лживой, а к подлинной правде, подлинной свободе и нравственности. И хотя спектакль заканчивается смертью главного героя – Путника, автор оставляет зрителю надежду на лучшее – молодая влюблённая пара вырывается на свободу, «улетает» из этого «гнилого» местечка под названием Золотой Каньон.
«То, что там погиб Путник, не означает, что везде погибают те, кто вступается за правду. Речь идет о том, что есть некие страшные и вечные явления, которые присущи человечеству. Они происходят во все времена и во многих местах. В данном случае, написанная мною пьеса 40 лет назад говорит о том, что подобное может происходить и здесь. Постановщики чуть больше привязали пьесу текстологически к сегодняшнему дню. Это такое театральное озорство, которое я одобряю!
Эту пьесу «Похороны в Калифорнии» (1981год) уже ставили в Грузинском государственном академическом театре имени Шота Руставели в Тбилиси, Сергей Юрский в Театре имени Моссовета, прошла она и в некоторых провинциальных театрах России и везде она звучала по-разному. В этом театре, по моему мнению, спектакль удался. Хотя есть места, где её поставили интереснее. Сама природа театра такова, что по одной и той же пьесе можно поставить десятки разных спектаклей, и они будут звучать по-разному, и по-разному могут быть интересны» - подвел итог сценарист-писатель Рустам Ибрагимбеков.
Для справки:
В репертуаре театра «Модернъ» с 2001 года сохраняется спектакль «Петля» Лауреата премии «Оскар» за фильм «Утомленные солнцем», автора множества пьес и киносценариев, Рустама Ибрагимбекова, поставленная им совместно со Светланой Враговой. Олег Царев сыграл там офицера, участвовавшего в убийстве Распутина, а затем эмигрировавшего в Париж. В 2008-м Ибрагимбеков поставил в «Модерне» спектакль «Мои дорогие мужчины», а теперь на этой же сцене идет премьера вестерн-комедии «Золотой каньон» в постановке Светланы Враговой и Олега Царева по его пьесе «Похороны в Калифорнии».
2016, Москва, специально для интернет-издания "Московское время" Барановская Светлана, фото Барановский Евгений