Студии DreamWorks Pictures и Reliance Entertainment при поддержке компаний Participant Media и Imagenation Abu Dhabi представляют вдохновенную и пикантную драму ПРИСЛУГА, в основу которой был положен одноименный дебютный бестселлер Кэтрин Стокетт. Роли в картине исполняют Джессика Честейн; номинантка на «Оскар»® Виола Дэвис; Брайс Даллас Ховард; обладательница «Эмми»® Эллисон Джэнни; Крис Лоуэлл; обладательница «Оскара»® Сисси Спейсек; Октавия Спенсер; Эмма Стоун; номинантка на «Оскар»® Сисэли Тайсон; и Майк Фогель.
Автором сценария и режиссером выступает Тейт Тейлор. Продюсируют картину Брансон Грин, Крис Коламбус и Майкл Барнатан. Исполнительные продюсеры: Марк Рэдклифф, Тейт Тейлор, Л. Дин Джонс мл., Нейт Беркус, Дженнифер Блум, Джон Норрис, Джефф Сколл и Мохамед Халаф Аль-Мазруи.
События фильма происходят в городке Джексон, штат Миссисипи, в шестидесятых годах прошлого века. Сюжет описывает сложные взаимоотношения трех женщин, связанных необычной дружбой. Подруги решают опубликовать книгу, которая нарушает строгие социальные рамки и обращает гнев общества против авторов.
Евгения Филан (Эмма Стоун), которую все называют Скитер (англ. skeeter - комар), только что окончила институт и возвращается в родной город с твердым намерением стать писательницей. Девушки, выросшие в городке Джексон, штат Миссисипи стремятся поскорее выйти замуж, нарожать детей и исправно следить за домашним очагом, прожигая вечера с подругами, играя в бридж. Однако у Скитер свои виды на жизнь – она хочет сделать карьеру и готова отложить замужество в долгий ящик, к большому неудовольствию своих замужних подруг и собственной матери. На первых порах Скитер вынуждена довольствоваться колонкой в местной газете, в которой каждую неделю она должна давать различные советы по домоводству. Признавая собственную несостоятельность в вопросах ведения хозяйства, Скитер просит помощи у Эйбилин, домработницы ее ближайшей подруги. Во время задушевных бесед женщины, сами того не замечая, обращаются к злободневной теме притеснений по расовому признаку. У Скитер появляется идея написать об этом книгу; к тому же начинание поддерживает именитый книгоиздатель из Нью-Йорка.
Эйбилин Кларк (Виола Дэвис) была служанкой всю свою жизнь, работая в домах белых семей в городе Джексон, штат Миссисипи. Она воспитала семнадцать детей своих работодателей, но ее единственный сын трагически погиб в результате несчастного случая. Переживая из-за потери сына, Эйбилин находит утешение только в вере и лучшей подруге Минни. Переборов желание поставить крест на своей жизни, Эйбилин продолжает трудиться в доме Лифолтов, в частности – заботиться о маленькой дочурке хозяев по имени Мэй Мобли. Когда в ее жизни появляется Скитер, Эйбилин чувствует, что наконец-то может вздохнуть полной грудью. Она рассказывает истории, которые никому до этого не рассказывала. И не мудрено – по строгим законам штата Миссисипи подобные задушевные беседы могли стоить Эйбилин рабочего места, а то и вовсе привести ее на скамью подсудимых.
Последней участницей трио заговорщиков становится 33-летняя домработница Минни Джексон (Октавия Спенсер), снискавшая славу лучшей поварихи в штате Миссисипи. Она работает у Хилли Холбрук (Брайс Даллас Ховард), но из-за острого языка её увольняют. Минни решает устроиться к недолюбливаемой жителями города Силии Фут (Джессика Честейн). Минни – лучшая подруга Эйбилин, которая помогла подруге справиться с депрессией после смерти сына.
Необычный союз вселяет в женщин надежду на то, что начертанная властями штата грань между представителями различных рас может быть стерта. И они готовы идти до победного конца, несмотря на то, что своими действиями они готовы поставить весь город на уши.
ПРИСЛУГА получилась динамичной, душевной, насыщенной шутками и вселяющей надежду на светлое «завтра» − не теряющая актуальности история о возможности изменить окружающий мир.
СО СТРАНИЦ НА ЭКРАН
Насколько тема дружбы важна в сюжете ПРИСЛУГИ, настолько дружеские отношения сыграли важную роль в том, чтобы проект состоялся. Режиссер и автор сценария Тейт Тейлор и автор романа «Прислуга» Кэтрин Стокетт были друзьями с детства. Они вместе выросли в том самом городе Джексон, штат Миссисипи.
Дружба Тейлора и Стокетт сформировала фундамент будущей съемочной группы. В процессе работы к дуэту присоединился еще один уроженец Джексона Брансон Грин, с которым Тейлор познакомился 18 лет назад на блюз-фестивале, проходившем в родном городе. Октавия Спенсер превратила трио в квартет – в 1996 году Тейлор и Спенсер работали помощниками продюсера на съемках фильма ВРЕМЯ УБИВАТЬ.
После окончания съемок Тейлор и Спенсер вместе переехали в Лос-Анджелес. Тейлор, Грин и Спенсер встречались в неформальной обстановке; время от времени к ним присоединялась и Стокетт, которая к тому времени вышла замуж, родила ребенка, и проживала с семьей в Нью-Йорке.
Стокетт начала писать свой роман сразу после трагических событий 11 сентября и работала над ним 5 лет. Литературные агенты предприняли более 60 попыток продать роман различным издательствам, но, увы, безрезультатно. Стокетт практически сдалась, но все же решила показать рукопись Тейлору. «Я начал читать роман и не мог оторваться, − вспоминает Тейлор. – Меня тронула до глубины души история этих храбрых женщин, которые сообща учинили настоящий переворот в Миссисипи в 1963 году. Я позвонил Кэтрин, и сказал: «Это – фантастика! Не вздумай опускать руки! «Прислугу» обязательно опубликуют. Если нет, то я сниму по книге фильм!»
Тейлор проникся историей, описанной на страницах «Прислуги» с того самого момента, как открыл книгу. «Это была история нашего детства, − говорит он. – Не могу сказать, что мы росли в тех же условиях, что и герои романа – наше детство пришлось на 70-е. Но мы оба выросли в семьях матерей-одиночек, которым приходилось работать. Им, как и героиням книги, приходилось искать помощь в присмотре за детьми на стороне. Помню, мы с Кэтрин называли тех женщин «вторыми мамами». Мою звали Кэрол Ли, ее – Деметра».
Воодушевленный идеей снять фильм по роману Стокетт, Тейлор послал рукопись своему коллеге и близкому другу продюсеру Брансону Грину.
«Я был в Нью-Йорке, когда получил письмо Тейта, − вспоминает Грин. – В нем говорилось: «Высылаю тебе копию книги. Прочти ее сейчас же! Нам обязательно надо снять по ней фильм». Я проглотил роман в самолете по пути домой и не мог сдержать слезы, несмотря на окружавших меня пассажиров. Одна из главных героинь напомнила мне Мэри, домработницу моей бабушки, отношения которых тоже были непростыми».
Тейлор и Грин оформили сделку по передаче прав на экранизацию «Прислуги», и Тейлор приступил к адаптации романа в киносценарий.
Он очень хорошо прочувствовал материал и стремился к тому, чтобы сохранить свежесть, глубину и юмористичность романа и перенести все это на большой экран. «В то время эти женщины просто не могли быть единомышленницами – из-за чудовищных расовых и социальных несоответствий, − говорит Тейлор. – Куда проще было отмалчиваться. Кто-то считал, что, сотрясая воздух, ничего не добьешься; кто-то просто ленился что-то сделать; другие довольствовались status quo. Мне кажется, что книга должна понравиться читателям, а, следовательно, и фильм должен понравиться зрителям – ведь речь идет о том, что даже малое действие может повлечь за собой кардинальные перемены».
Сценарист признается, что труднее всего было соблюсти все нюансы романа и втиснуть их в двухчасовой формат фильма. «Технически я уместил первые 200 страниц книги в 20-25 минут сценария, − объясняет Тейлор. – Меня спасло лишь то, что я хорошо знал материал. Я перечитал книгу 13 раз, и хорошо представлял, в каких местах надо расставить акценты».
«Начав писать, я уже не мог остановиться, − продолжает сценарист. – У нас с Китти [Кэтрин Стокетт] схожее чувство юмора, мы рассказываем истории одинаково. Поэтому она благосклонно позволила мне поработать над рассказанной ею историей».
В 2009 году роман Стокетт был напечатан издательством Penguin Books. Довольно скоро книга попала в список бестселлеров по версии New York Times и продержалась в нем 103 недели; шесть из них «Прислуга» лидировала.
Тейт Тейлор и Брансон Грин составили компанию Кэтрин Стокетт в турне по стране в рамках рекламной компании книги. Они побывали в Алабаме, Миссисипи (разумеется, заехав на родину, в Джексон) и некоторых других штатах. Последней их остановкой стала Атланта. Именно там Стокетт дозвонился издатель с радостной новостью о том, что книга вошла в список бекстселлеров New York Times.
«Я сделал снимок, на котором запечатлены мы все, ликующие на автобусной остановке с бутылкой «Smirnoff» наперевес, − вспоминает Грин. – Кадр сделан спустя несколько минут после того самого судьбоносного звонка».
Тейлор и Грин занялись активными поисками более именитого продюсера, который мог бы им помочь в работе над ПРИСЛУГОЙ. Они понимали, что их опыта продюсирования по большей части артхаусных проектов может не хватить, поэтому искали сопродюсера, специализировавшегося на игровом кино.
«Мы понимали, что все наша работа над сценарием больше похожа на робкие, неуверенные шаги малолетнего ребенка, − объясняет Тейлор. – Нам очень нужен был грамотный, уверенный партнер − человек, который, фигурально выражаясь, уже научился крепко стоять на ногах, ходить без посторонней помощи и бегать стометровки. В чьем послужном списке были бы такие хиты, как ГАРРИ ПОТТЕР. Таким партнером для нас стали Крис Коламбус и студия 1492 Pictures».
В том, что Тейлор обратился за помощью именно к продюсеру Крису Коламбусу, нет ничего удивительного – они хорошо знали друг друга. Крис согласился прочитать книгу, предложенную Тейтом. «Прочитав книгу, я подумал, что идея просто феноменальна, − говорит Коламбус. – Сюжет был необычный и актуальный в социальном плане, несмотря на существенный разрыв во времени».
Коламбус по достоинству оценил сценарий Тейлора и признал, что лучшую кандидатуру на должность режиссера не имеет смысла искать. «Никто лучше Тейта не снял бы это кино, − уверен продюсер, − ведь он жил в описанном в книге мире; вырос бок о бок с главными героями. Он понимает каждую деталь, каждый нюанс. Именно это мы ищем в режиссерах, когда рассматриваем кандидатуры для съемок очередного фильма».
Далее по сценарию требовалось найти студию, которая бы разделяла чаяния авторов перенести «Прислугу» на большой экран. Процесс оказался непростым, поскольку Тейлору и продюсерам отказывали, пожалуй, настолько же часто, насколько Кэтрин Стокетт отказывали издательства.
Выход из патовой ситуации проявился неожиданно и оказался куда более привлекательным, нежели кинематографисты могли мечтать. «Проектом заинтересовалась студия DreamWorks, − вспоминает Коламбус. – Они поддержали все наши начинания, включая Тейта в кресле режиссера. Для нас это был просто подарок судьбы».
«Помню, как Стэйси Снайдер [одна из руководителей студии DreamWorks] сказала: «Я не могу упустить такой проект», − продолжает продюсер. – Именно благодаря Стэйси и Стивену Спилбергу, который также присоединился к работе над фильмом, мы смогли воплотить в жизнь задумку Тейта».
«То, что нас взяли на борт DreamWorks, было просто запредельной новостью, − добавляет Грин. – Они заботятся о кинематографистах и делают все, чтобы так или иначе не скомпрометировать авторов. С другой стороны, они дают полную свободу действий режиссеру на площадке».
Книга уже успела обзавестись миллионами благодарных читателей. Авторы фильма надеются, что их детище настолько же полюбится зрителям. «Мне кажется, успех книги во многом определялся тем, что повествование ведется с точки зрения простых обывателей, наших трех главных героинь, − говорит Тейлор. – Читатели, а впоследствии, надеюсь, и зрители совершают путешествие во времени и пространстве к событиям минувших дней, которые, тем не менее, не утратили свою актуальность и сегодня».
ПОДБОР АКТЕРОВ «ПРИСЛУГИ»
Одной из самых важных задач создателей фильма ПРИСЛУГА на этапе подготовительного периода стал подбор актеров, которые бы узнавались читателями романа, ведь персонажи становятся неотъемлемым аспектом привлекательности той или иной книги. В то же самое время кастинг должен был понравиться и тем зрителям, которые не читали роман и не были знакомы с миром «Прислуги».
Начались поиски актеров, которые могли бы дистанцироваться от собственной личности, полностью погрузившись в соответствующие роли. «На пробах я наблюдал за тем, как актеры двигались, говорили, − вспоминает режиссер Тейт Тейлор. – У тех актрис, которых мы утвердили, просто удивительный язык тела. С такой жестикуляцией и мимикой они запросто могли бы сойти за коренных жительниц Джексона, штат Миссисипи. Меня это здорово воодушевляло».
«Тейт не хотел «голливудизировать» южные штаты, − добавляет продюсер Майкл Барнатан. – Он пытался добиться максимальной реалистичности и исторической достоверности. Именно этими критериями он руководствовался при отборе актрис».
Во многом душой и сердцем истории, описываемой в «Прислуге», является Эйбилин Кларк. При этом, она, пожалуй, самая закомплексованная и конфликтная из трио. К нескрываемой радости кинематографистов на эту сложную и важную роль согласилась получившая две статуэтки «Тони»® и номинированная на «Оскар»® актриса Виола ДЭВИС (СОМНЕНИЕ; ЕШЬ, МОЛИСЬ, ЛЮБИ). Хотя ее кандидатура оставалась под вопросом довольно продолжительное время.
«Не скрою, мы очень обрадовались, когда Виола согласилась на роль, − вспоминает продюсер Брансон Грин. – Она без особого труда уловила все сильные и слабые стороны своей героини – из нее вырисовывалась идеальная Эйбилин. Нашим опасениям не давало развеяться ее участие в бродвейской постановке Fences, за которую она получила «Тони»®. Но, к счастью, в итоге наши графики совпали, и все встало на свои места».
«Виола буквально пышет энергией. Она невероятно правдоподобно сыграла свою роль. Если бы Эйбилин сыграла другая актриса, роль могла бы превратиться в клише. Но Виола привнесла в образ своей героини столько мужества, что ее игра непременно растрогает вас».− Тейт Тейлор, режиссер
«Для меня съемки в этом фильме означали не только шанс создать интересный и многогранный образ героини, но и шанс вложить свою лепту в историю, правду о которой долгое время по тем или иным причинам замалчивали», − говорит Виола Дэвис, сыгравшая Эйбилин. Домработница первой решается рассказать начинающей писательнице Скитер Филан горькую историю своей жизни, тем самым становясь преступницей по суровым законам штата.
«Я бы назвала Эйбилин «героиней поневоле», − продолжает актриса. – После смерти сына ее жизнь превратилась в выживание. До тех пор, пока в городе не появляется Скитер, она стремилась только к одному – слиться интерьером, чтобы ее никто не замечал. Именно Скитер дает ей цель, казалось бы, навсегда утерянный смысл в жизни. И этот смысл заключается в историях, которые рассказывает Эйбилин. Мне же хотелось своей игрой почтить память об этой отважной женщине».
Эмма СТОУН (ОТЛИЧНИЦА ЛЕГКОГО ПОВЕДЕНИЯ; ДОБРО ПОЖАЛОВАТЬ В ЗОМБИЛЕНД) стала идеальной кандидатурой на роль Скитер Филан в основном благодаря своей умилительной уязвимости в целой серии комедийных фильмов. Ее героиня возвращается в родной город из колледжа и останавливается в доме родителей. Она не замужем и не стремится связать себя узами брака – все свои мысли она посвящает карьере журналиста.
«Роль Скитер была словно создана для Эммы Стоун, − считает Тейлор. – И Кэтрин была со мной в этом солидарна. Я встретился с Эммой, посмотрел некоторые фильмы с ее участием, и понял, что нам необходимо заинтересовать ее ролью Скитер. У Эммы – семь пядей во лбу; она делает свою героиню наивной интеллектуалкой. Зритель поневоле начинает проникаться симпатией к мисс Филан. Он хочет, чтобы она добилась своего. Эмма отлично справилась с амплуа изгоя. Словно гадкий утенок, который того и гляди станет прекрасным белым лебедем».
«Несмотря на то, что Скитер выросла в городке, в котором амбиции не в почете, она нашла в себе силы уехать из города и начать работать над своей карьерой, − добавляет Коламбус. На ее пути встают два серьезных препятствия, которые ей предстоит преодолеть тем или иным способом – родственники и соседи. Ни те, ни другие не желают мириться с новаторством героини. И именно благодаря Эмме Скитер получилась именно такой, как мы и задумывали. У Эммы очень хорошо развито чутье на правдоподобность исполнения; она отлично понимает, какие качества в герое должны работать».
Сама актриса описывает свое амплуа, как «девушку, выбившуюся из колеи». «Ей вообще-то не присущ бунтарский дух, − уточняет Стоун, − а тут она вынуждена идти наперекор буквально всем – городскому сообществу, семье, друзьям. Но, по мере того, как пишется ее книга, они начинает понимать, что ее мировидение, возможно, куда более прогрессивное, чем у всех прочих людей из ее окружения. Для Скитер эта история стала своеобразной школой взросления».
Довольно непросто было найти актрису на роль главной антагонистки фильма Хилли Холбрук. «Хилли – одна из тех мерзавок, которые искренне не понимают, что же они делают не так», − считает Брансон Грин.
«Я расценивал амплуа Хилли, как, пожалуй, одну из самых сложных и важных ролей в фильме, − вторит коллеге Крис Коламбус. – Читая книгу, а впоследствии и сценарий, она мне напоминала Луизу Флетчер в роли медсестры Рэтчед из фильма ПРОЛЕТАЯ НАД ГНЕЗДОМ КУКУШКИ – консервативную особу, свято верящую в то, что все ее поступки абсолютно правильные с моральной точки зрения. Она нисколько не сомневалась в своей непогрешимости».
Перебирая различных актрис, которые могли бы сыграть злодеек, Брайс Даллас ХОВАРД (ПОТУСТОРОННЕЕ; ТЕРМИНАТОР: ДА ПРИДЕТ СПАСИТЕЛЬ) будет явно не на первом месте. Несмотря на это, кинематографисты решили, что она идеально подойдет на роль Хилли Холбрук.
«Брайс Даллас Ховард превосходно сыграла свою роль, − восторгается актрисой Тейлор. – В ней есть та безграничная харизматичность, которой должна была обладать Хилли. Только в Брайс эта харизматичность имеет положительный заряд. При этом она может в мгновение ока превратиться в холодную и надменную злюку, причем сделает это настолько правдоподобно, что вы никогда бы себе такого и представить не могли. В фильме она предстает и в том, и в другом амплуа; зрители не пропустят ее трансформацию».
Ховард прочла роман «Прислуга» по наущению матери, которой книга очень понравилась. Однако поистине ее захватил только сценарий Тейта Тейлора: «Я прочла сценарий и только тогда поняла − Боже мой, как он прекрасен! Я сразу же записалась на пробы. И только после этого я вновь вернулась к книге и перечитала ее совсем с другими ощущениями».
«В истории мне особенно понравилось то, что в ней скрупулезно отображается то время, − продолжает актриса. – На самом деле, речь не о том, что кто-то хороший, а кто-то плохой. Проблематика фильма заключается в определенном менталитете; в гипертрофированной системе верований и ценностей, которыми руководствовались буквально все жители штата Миссисипи того времени. Входя в образ Хилли, я чувствовала всем телом ее невежественность. Она – неисправимая ханжа и самовлюбленная эгоистка. Она искренне уверена в том, что знает, что лучше для нее самой, для ее родных и для всех жителей города, живущего по старинке. Она ни сколько не сомневается, что ее жестокость оправдана, хотя где-то глубоко внутри ее точит червячок сомнения».
«Надеюсь, аудитория оценит то, как я раскрыла характер своей героини, − добавляет Ховард. – Не думаю, что кто-то узнает себя в ней, и искренне надеюсь, что никто не разделяет ее взглядов на жизнь. Для меня главное было – максимально реалистично показать женщину, живущую по правилам того времени».
«Разумеется, зрители будут сопереживать Эйбилин и Минни, – в свою очередь говорит Виола Дэвис. – Мы всегда ждем, что коварный Дарт Вейдер будет повержен, кем бы он ни был в нашей жизни. Но, если уж по Гамбургскому счету, не знаю, насколько имеет смысл винить Хилли. Не думаю, что она догадывалась о том, какой злыдней была. Эйбилин недолюбливает ее, хотя Хилли исподволь помогла ей. Ведь именно благодаря Хилли Эйбилин отправляется к Скитер и начинает рассказывать ей свои истории из жизни».
На роль бесстрашной Минни Тейт Тейлор изначально планировал пригласить талантливую актрису Октавию СПЕНСЕР (УЖИН С ПРИДУРКАМИ; СЕМЬ ЖИЗНЕЙ). «Мы с Октавией четыре года вместе снимали квартиру, − вспоминает Тейт Тейлор. Брансон, Октавия и я частенько тусовались вместе. А с учетом того, что Кэтрин приписала Минни даже некоторую внешнюю схожесть с Октавией, мы просто не могли представить другую актрису в этой роли».
«Я думаю, когда Кэтрин работала над образом Минни, она сделала акцент на моем качестве не стесняться открыто высказывать свою точку зрения, − улыбается Спенсер. – Хотя к положительным качествам эту черту можно отнести далеко не всегда».
Спенсер отмечает, что для исполнения роли Минни ей все же пришлось усердно поработать – у актрисы и героини было много различий. «Много черт, которые кажутся мне естественными, были приглушены, и наоборот, проявилось что-то, что казалось бы естественным самой Минни, − объясняет Спенсер. – Она – сильная женщина, которая вынуждена адаптироваться к агрессивной среде; жена, которую бьет муж; мать пятерых детей… и отличная стряпуха».
Силию Фут играет звезда, относительно недавно взошедшая на голливудском небосклоне – Джессика ЧЕСТЕЙН (ДРЕВО ЖИЗНИ; РАСПЛАТА). «Одной из самых удачных находок в процессе кастинга актеров стала Джессика Честейн, − отмечает Грин. – Вообще, в этом году она была занята на съемках четырех или пяти картин, но ни одна из них пока не вышла на экраны. Несмотря на серьезную загруженность, она продолжает привлекать внимание менеджеров по кастингу. Что, впрочем, вполне объяснимо, потому что она – феноменальная актриса. Она ухитряется показать, что Силия – добросердечная и во многом симпатичный человек. Что довольно непросто – подобные характеристики в меньшей степени коррелируются с очаровательной женщиной, живущей с красавцем-мужем в шикарном особняке».
Эллисон ДЖЭННИ (ДЖУНО; ЛАК ДЛЯ ВОЛОС) сыграла Шарлотту Филан, добропорядочную южанку, которая пытается совладать с одержимой прогрессивными взглядами дочерью. Большую часть своего экранного времени Шарлотта пытается промыть дочурке мозги в отношении необходимости завести семью.
«Эллисон – фантастическая актриса, − говорит Тейлор. – Она мастерски умеет сочетать комедию и драму, виртуозно перебрасывая зрителя из одного настроения к другому. Когда она появляется в кадре, начинается настоящий эмоциональный аттракцион».
Завершают список занятых в фильме актеров обладательница «Оскара»® Сисси Спейсек (В СПАЛЬНЕ; ДОЧЬ ШАХТЕРА) в роли прямодушной матери Хилли Холюрук; Анна О’Рейли (В ПРОЛЕТЕ) в роли Элизабет Лифолт, работодателя Эйбилин; Анна Кэмп (сериалы «Настоящая кровь» и «Безумцы») в роли Джолин Фрэнч, одной из матерей, входящих в окружение Хилли Холбрук; Сисели Тайсон (САУНДЕР; ЖАРЕНЫЕ ЗЕЛЕНЫЕ ПОМИДОРЫ) в роли Константин, долгое время работавшей на семейство Филан; Крис Лоуэлл (МНЕ БЫ В НЕБО; сериал «Частная практика») в роли Стюарта Уитворта, жениха Скитер; Майк Фогель (ГОЛУБОЙ ВАЛЕНТИН; СЛИШКОМ КРУТА ДЛЯ ТЕБЯ) в роли Джонни Фута, симпатичного супруга Силии; и Онжаню Эллис (РЭЙ; сериал «Менталист») в роли Юл Мэй, новой домработницы семейства Холбруков.
МИССИСИПИ - ГЕРОЙ ФИЛЬМА
Действие ПРИСЛУГИ происходит в штате Миссисипи. Несмотря на вымышленность сюжета, события разворачиваются в критический для всей страны временной период – в эпоху перемен 1960-х годов.
Режиссер и сценарист Тейт Тейлор ни минуты не сомневался в том, что снимать ПРИСЛУГУ нужно именно в Миссисиппи. Он хотел передать историческую достоверность и эмоциональную насыщенность того времени, чего попросту нельзя было бы достигнуть на студийной съемочной площадке.
«Штат Миссисипи – герой сам по себе, − объясняет Тейлор. – Там каждый отличается эксцентричным, неординарным характером. Обратите внимание на писателей-южан. Немалой долей популярности их романы обязаны тем, что просто описывали повседневную жизнь в этом регионе. Авторам и придумывать ничего не нужно было. Они просто записывали «истории Юга». Нигде на планете нет места, похожего на это».
Продюсеры согласились с убедительными доводами Тейлора о том, что Миссисипи является столь же неотъемлемым «актером», как и все прочие; хотя понимали, что съемки жарким южным летом будут сопряжены с рядом неудобств. Локейшн-менеджеры отправились на поиски локаций, которые бы были похожи на Юг 1963 года. После посещения городка Гринвуд, штат Миссисипи поиски были прекращены – идеальная локация была найдена.
«Для нас с Тейтом Миссисипи – дом родной, − рассказывает продюсер Брансон Грин. – Поэтому мы были уверены в том, что сможем передать уникальную атмосферу региона. Вместе с нашим художником-постановщиком Марком Рикером мы отправились колесить по штату и потратили около пяти дней на поиски идеального места. Проезжая через город Гринвуд, мы отметили, что он как две капли воды похож на Джексон 1960-х, абсолютно не тронутый временем. Все было одно к одному – мы сразу отметили для себя будущие дома Скитер и Хилли; да и заброшенный танцевальный зал мы могли бы использовать для своих нужд. Мы, не сговариваясь, решили, что следует прекращать поиски, особенно учитывая то, что городские власти и жители встретили нас радушно, как самых желанных гостей».
Гринвуд – очень интересное место, − добавляет продюсер Майкл Барнатан. – Попадая в него, трудно избавиться от ощущения, что ты перенесся в прошлое. Это ощущение мы постарались передать в фильме. Сейчас я думаю, что мы не смогли бы снять картину, если бы работали где бы то ни было еще. Сам город вдохновлял нас на творчество».
Гринвуд, находящийся на полпути между городами Джексон, штат Миссисипи и Мемфис, штат Теннеси, предоставил кинематографистам идеально сохранившуюся в историческом плане натурную площадку для съемок. Художник-постановщик Марк Рикер (УБЕЖДЕНИЕ; ДЖУЛИ И ДЖУЛИЯ: ГОТОВИМ СЧАСТЬЕ ПО РЕЦЕПТУ) начал с того, что подобрал соответствующие нуждам режиссера экстерьеры домов, а затем перешел к воссозданию интерьеров, которые бы не только передавали стилистику 60-х, но и красноречиво говорили бы о характере и образе жизни обитателей жилища.
«Мне и моим коллегам пришлось на некоторое время стать экспертами по Миссисипи 1963 года, − говорит Рикер, делая упор на выгодности съемок в Гринвуде с точки зрения декоратора. – Когда ты снимаешь фильм про какое-то конкретное аутентичное место, очень ценно находиться именно в этом месте – общаться с местными жителями, есть их пищу, бывать в их домах, многие из которых сохранили убранство того времени. Разумеется, все это нам несказанно помогло».
При всем прочем, Миссисипи в корне отличается от соседнего штата, Луизианы. Архитектурный стиль разительно меняется, стоит пересечь реку Миссисипи. «И там, и там есть в принципе идентичные хлопковые плантации, − замечает Рикер. − Но на этом схожесть исчерпывается. Зато дома отличаются в корне. Вы никогда не увидите в Луизиане такие же дома, которые можете увидеть в Миссисипи».
Довольно быстро кинематографисты подобрали все основные локации, на которых должно было разворачиваться действие ПРИСЛУГИ – ферму Филанов, дом Хилли, дом Элизабет, усадьбу Футов, отель Роберта Ли, а также дома Эйбилин и Минни. Какие-то постройки находились в самом Гринвуде, иные – в небольших соседних городках.
Для актеров съемки в Миссисипи были в новинку, но это позволило лучше вжиться в образы их героев.
«Мы относились к штату, как к коллеге, − вторит режиссеру актриса Виола Дэвим. – Здесь все пропитано историей; ты словно чувствуешь присутствие призраков прошлого. Призраков людей, которые умерли, так и не успев реализовать свои надежды и мечты. Мы чувствовали, что это незримо присутствует в каждой травинке, в каждой ниточке, в каждом доме, в лице и сердце каждого местного жителя. Это помогает тебе вжиться в образ. Такого эффекта нам бы нипочем не добиться, если бы мы снимали в Лос-Анджелесе. Надеюсь, зрители заметят это, когда будут смотреть фильм».
«Юг и жесток, и непонятен, и красив, и трагичен, и очарователен в одно и то же время. На съемках мы чувствовали себя детьми в летнем лагере. Мы были полностью погружены в эту удивительную атмосферу, которую передали фильму».
− Тейт Тейлор, режиссер
«Было очень важно, чтобы будущие зрители прочувствовали время и место действия, − резюмирует Крис Коламбус. – Это – неотъемлемая особенность всех успешных фильмов. И мне кажется, что Тейт отлично справился с этой задачей».