Его называли Чемпион чемпионов. О силе и волевом характере Поддубного слагали легенды: и в 50 великий борец играючи одолевал молодых атлетов. Он не знал компромиссов в вопросах чести и справедливости. И лишь любовь смогла уложить Русского Богатыря на обе лопатки...
Производство: ООО «Студия «ТРИТЭ» Никиты Михалкова», Кинокомпания «Красная Стрела» при поддержке Фонда кино, по заказу ВГТРК, 2012г.
Жанр: драма, спорт
Режиссер-постановщик: Глеб Орлов
Автор сценария: Юрий Коротков
Оператор-постановщик: Владислав Опельянц
Композитор: Юрий Потеенко
Художник-постановщик: Григорий Пушкин
Художник по костюмам: Наталья Дзюбенко
Продюсеры: Леонид Верещагин, Вадим Горяинов, Леонид Лебедев, Никита Михалков, Валерий Тодоровский
В ролях: Михаил Пореченков, Катерина Шпица, Александр Михайлов, Роман Мадянов, Михаил Крылов, Терри Берд, Стивен Бэнт, Владимир Ильин и др.
Хронометраж: 120 мин.
Возрастное ограничение: 6+
Русский Богатырь Иван Поддубный: История жизни
Иван Максимович Поддубный родился в 1871 г. в украинском селе Красеновка на Полтавщине в семье потомственного запорожского казака. С ранних лет батрачил, работал портовым грузчиком, а в 1896г. начал карьеру борца, победив всех атлетов в Феодосийском цирке. О феноменальной природной силе Поддубного свидетельстует его медицинская карта, составленная в 1903 г. перед Чемпионатом мира по французской борьбе: рост – 184 см, вес – 118 кг, бицепс– 46 см, грудь (на выдохе), – 134 см, бедро – 70 см, шея – 50 см.
Поддубный был 6-кратным чемпионом мира по французской борьбе. За 40 лет спортивной карьеры не проиграл ни одного турнира. Журналисты в хронике о спортивных турнирах его называли Железный Иван. В жизни непобедимого атлета была единственная большая любовь к Маше Дозмаровой, воздушной гимнастке, трагически погибшей во время выступления на арене цирка. Поддубный тяжело переживал потерю, впал в депрессию. В 1910г. пытался прекратить спортивную карьеру: купил землю в родном селе, построил усадьбу, завел мельницу и пасеку. Но через три года разорился и вернулся на борцовский ковер. В годы революции великий борец не раз оказывался на пороге смерти, попадая то в застенки ЧК, то к Махно, но остался жив – велика была степень уважения к живой легенде.
В середине 1920-х Поддубный отправляется на гастроли в Германию и США. Овладев приемами вольной борьбы, «Железный Иван» покорил Новый Свет, выиграл все турниры, получил титул «Чемпион Америки», заработал оглушительную славу и огромные деньги. До сих пор на счетах американских банков на имя Поддубного лежат десятки миллионов долларов. Ковер «Чемпион чемпионов» покинул в 70 лет, но сохранял отличную физическую форму, не прекращая ежедневных тренировок
Спортивные достижения Поддубного отмечены наградами:
1911 г. – Орден Почетного легиона, 1939 г. – Орден Трудового Красного знамени, 1939 г. – Заслуженный артист РСФСР, 1945 г. – Заслуженный мастер спорта СССР. В годы немецкой оккупации Поддубный с гордостью продолжал носить Орден Трудового Красного знамени: немцы знали о феномене легендарного борца и с уважением к нему относились.
Послевоенный голод подорвал богатырское здоровье, Иван Максимович болел и в возрасте 78 лет умер от инфаркта. Похоронен в Ейске в городском парке, который с 1965г. носит его имя. К 100-летнему юбилею в Ейске был открыт Мемориальный музей И.М. Поддубного, который работает и сегодня. Это уникальный для России музей, рассказывающий о жизни и достижениях одного единственного спортсмена. Один из самых интересных экспонатов – чугунная трость весом 16кг, с которой Поддубный не расставался на протяжении многих лет.
Поддубный послужил прообразом героев в фильмах «Борец и клоун» (1957 г., реж. Борис Барнет и Константин Юдин) и «Знайнаших!» (1985 г., реж. Султан Ходжиков).
Русский Богатырь Иван Поддубный, как создавалось кино
Режиссер Глеб Орлов: «Видимо, я принадлежу уже к более старшему поколению, так как об Иване Поддубном знаю с детства, в отличие от большинства современных молодых людей. Я их совершенно не обвиняю в этом, просто последние годы рождали совершенно других героев. С фильмом появилась возможность это немного изменить. Притом, что я хорошо знал имя Поддубного, подробностей было мало. Поэтому, чтобы подготовиться к съемкам, понадобилось много чего изучить и прочитать: журналы тех лет, мемуары, документальные фильмы. Практически все, что было когда-либо написано, показано и рассказано».
Съемки картины начались в апреле и продлились до конца июня 2012г.Всего на работу ушел 51 съемочный день. Съемки охватили 4 страны и 7 городов: Санкт-Петербург, Париж, Киев, Феодосия, Севастополь, София и Плевен. В родное село Поддубного был превращен Национальный музей народной архитектуры и быта Украины «Пирогово».
Режиссер Глеб Орлов: «На главную роль нужно было найти безусловно талантливого актера, который, с одной стороны, мог бы сыграть такую мощную фигуру в возрасте от 25-ти до 55-ти, а, с другой, подходил бы по фактуре – был бы крупным, сильным. Единственным подходящим артистом, на мой взгляд, был Пореченков. Но по просьбе продюсеров я все-таки провел пробы и отсмотрел какое-то кошмарное число людей: известных и неизвестных, талантливых и не очень. И всегда получалось так, что вот невероятно талантливый актер, но фактура недотягивает. Или с фактурой все хорошо, но сыграть такую сложную роль, с таким большим возрастным диапазоном, и держать зрителя у актера просто не получится. Так продолжалось бы, наверное, еще долго, пока мы не поняли простую вещь: Миша Пореченковв данном случае – безальтернативный вариант. То есть этот сценарий, написанный Юрием Коротковым еще в начале 2000-х гг., все это время его терпеливо ждал. А Миша ждал этот сценарий, и с его появлением все сразу заработало».
Готовясь к роли, Михаил Пореченков занимался несколько месяцев и в итоге пришел практически в идеальную форму Поддубного: актер весил 120 кг, и ему не хватало всего чуть-чуть, чтобы соответствовать параметрам великого борца в обхвате груди и шеи.
Пореченков носил накладные усы, а на сложный пластический грим немолодого Поддубного уходило по 3 часа.
Изготовленная для фильма копия знаменитой трости Поддубного весила 12 килограмм.
У Пореченкова не было дублеров. Этого удалось добиться благодаря занятиям с инструкторами и тщательной проработке каждого трюка. Тренером Михаила Пореченкова на проекте был Николай Данилов-Нитусов, мастер спорта по фитнесу и армрестлингу, Чемпион России по фитнесу, призер Чемпионата России по армрестлингу. Все противники Пореченкова в кадре – профессиональные борцы, а Людовик Леливр, исполнитель роли Рауля де Буше, – чемпион мира по регби.
После одной из сцен борьбы Пореченков почувствовал боль в области груди. Неприятное ощущение не проходило несколько дней. Выяснилось, что у актера трещины в двух ребрах.
Режиссер Глеб Орлов – большой поклонник французского артиста Дени Лавана и считает работу с ним настоящей удачей: «Я очень люблю его картины, моя любовь к кинематографу произрастала в том числе и из фильмов с его участием. И я счастлив, что все так совпало, и нам удалось поработать вместе и воплотить этот образ: маленький, сухой, жесткий тренер, который управляет такой гигантской «махиной» как Поддубный. Кроме того, он знает русский язык и идеально подходил под француза, живущего в России и говорящего по-русски. Дени – замечательный артист и приятнейший в общении человек, к тому же он начинал свою карьеру в цирке как акробат, так что вся эта атмосфера была ему близка и понятна».
Артистов шапито в фильме Поддубный сыграли настоящие циркачи из симферопольского и киевского цирков. Дублерша Екатерины Шпицы – знаменитая акробатка и воздушная гимнастка на трапеции Екатерина Рубцова. При этом некоторые не очень опасные трюки Катя исполняла сама.
Самым сложным, по словам режиссера, был этап съемок в маленьком театре в Плевене, где снимали все бои Поддубного на Чемпионатах мира: «Работали по 14 часов в жаре и духоте. Трудно пришлось и в Севастополе, где снимали прибытие корабля с циркачами, – тоже было очень жарко, много массовки, животные. Но это были физические сложности. Эмоционально же мы невероятно заряжались от того материала, который у нас получался, и это постоянно поддерживало в нас силы».
Режиссер Глеб Орлов о фильме "Поддубный", как создавалась картина: «События в фильме в чем-то соответствуют фактам биографии Поддубного, а в чем-то – нет, ведь это художественное кино. Драматургия истории, законы, по которым она развивается, оправдывают какие-то допуски и несоответствия.
Наша картина – это рассказ об удивительной судьбе яркого и сильного человека, и о том как наперекор всем обстоятельствам он возвращается домой. Не в Россию с заглавной буквы, а в свою деревню, в свой маленький личный дом, без которого все остальное не имеет смысла».
Русский богатырь: Воплощение
Михаил Пореченков о фильме "Поддубный": Первый раз сценарий я прочитал лет 5 назад. Он показался мне замечательным, но потом куда-то пропал, а всплыл года через два. Тогда же ко мне пришел Глеб Орлов, мы посидели, поговорили. И спустя какое-то время меня утвердили на роль. Я счастлив, что выбрали меня!
Об Иване Поддубном я, конечно же, знал и до проекта. Но разбираться в его биографии стал, когда начал готовиться к роли – читал, изучал. Он был борцом, по жизни борцом. Он боролся со всем, что было ему неудобно и что, как ему казалось, могло его победить, уничтожить. Вокруг Поддубного много легенд. Для меня одно абсолютно точно: прилети инопланетяне, он бы даже против них пошел. Любое подавление его личности вызывало в нем только одно желание – бороться. Чтобы набрать форму я много ел, а потом сидел на строгой диете. Плюс два месяца адских тренировок. Как результат – +25 кг веса. Мой тренер Николай Данилов-Нитусов, великолепный профессионал, жил моей жизнью: контролировал рацион и режим дня. Дублеров для сцен борьбы у меня быть не могло – мое лицо все время в кадре. Ну а если надо бороться – значит, будем бороться! Страх, естественно, возникал. Что я тогда делал? Выходил и…боролся! Это было самым сложным на проекте. Просто представьте: даже если встать друг напротив друга и на протяжении 9 часов толкать друг друга, умрешь от усталости! А мы с моими противниками не толкались, а боролись. Не в полную силу, но все же… Однажды у меня два ребра треснули. Дышать не мог! Какое-то время пришлось на обезболивающих провести. Все те две недели, что мы снимали борьбу в маленьком душном театре в Болгарии, когда звучала команда «Стоп!», я падал и засыпал там же, где стоял. Рядом или надо мной что-то носили, а я даже не слышал ничего! Мое самое главное желание было спать. Это была тяжелейшая физическая работа.
Команда у нас была прекрасная. Нам замечательно работалось и отдыхалось вместе. Это относится и к Глебу – я бы с удовольствием с ним поработал еще не раз. И к коллегам – Кате Шпице, Юре Колокольникову, Володе Ильину, Дени Лавану. Дени неплохо говорит по-русски, так что он быстро влился и стал «своим». Танцевал с нами, гулял, выпивал даже! (Смеется)
Поддубный – знаковая роль для меня: больше в спортивных картинах, где нужно издеваться над собой физически, я сниматься не буду. Больше не смогу так кардинально себя менять. Это очень тяжело, к этому нужно серьезно готовиться, но это мало кто понимает. У нас, к сожалению, это не работает. Во-первых. А во-вторых, возраст подошел, когда пора было сделать такую отсечку. Больше мне такую роль не предложат. Мне лестно, что мне дали возможность помочь рассказать историю великого человека. Это некая вершина для меня.
Катерина Шпица о картине "Поддубный": Кастинг-директор фильма – моя очень давняя подруга, с которой мы познакомились на моей самой первой картине, «Адам и превращение Евы». Она мне позвонила, когда я была беременна, и уточнила, готова ли я пробоваться и сниматься вскоре после родов. Я сказала, что да, конечно, только с условием, что во время съемок смогу кормить ребенка. В конце февраля я родила, а в начале марта уже пошла на пробы. Сынок пошел со мной. Вел себя примерно – почти все время проспал. Где-то через неделю мне перезвонил Глеб Орлов – окончательно убедиться, что я готова буду интенсивно работать с маленьким ребенком.
Первоначально я (как и многие актеры, мне кажется) несколько опасалась идти сниматься к рекламному режиссеру. Но когда мы с Глебом познакомились, я поняла, что он разносторонний человек. Я тоже могу дурацкую попсу слушать и мою любимую сюиту №3 Баха. В работе Глеб мне очень понравился. Их тандем с Владом Опельянцем – просто супер! Абсолютное понимание, никакой потери времени из-за споров.
Готовясь к роли, я занималась с цирковым тренером. Всегда мечтала сыграть что-то, что потребовало бы серьезных физических затрат, что-то такое освоить, чего я раньше не делала. Пластика и растяжка (которые у меня были благодаря занятиям спортом и специальной подготовке к одной так и не состоявшейся картине) здорово пригодились. Но все равно: сам день, когда мы снимали трюки, был достаточно долгим и волнительным. Слава Богу, все получилось!
Чтобы отталкиваться исключительно от того, что мне даст партнер, я о Поддубном специально ничего не читала. Я отыгрывала то, что мне давал Миша Пореченков, прекрасный актер и человек. Но в общих чертах я о Поддубном знала. Знала, что он, по большому счету, прожил несчастливую жизнь.
О прототипе моей героини почти ничего не известно, и конкретную личность для вдохновения я не искала. Просто влезала в эпоху – смотрела, как в то время работали цирковые гимнасты, как они выглядели, какие у них были костюмы, быт и т.д.
Мне очень нравится сцена, в которой мы лежим в кровати, и я учу Ивана (Мишу Пореченкова) французскому. Мы столько смеялись, когда снимали ее! Все боялись, что получится эпизод с налетом уголовной статьи, учитывая нашу с Мишей разницу в росте и мою моложавую внешность. И вообще, моя комплекция классно сработала на увеличение Мишиных габаритов! (Смеется)
Это картина о пути. О человеке, который всю жизнь шел домой. К своим корням, к своей Родине.
Выход в прокат фильма «ПОДДУБНЫЙ» в кинотеатрах России с 10 июля 2014 года.
2014, Москва, специально для интернет-издания "Московское время" информация и кадры из фильма предоставлены "Централ Партнершип Сейлз Хаус"