Электронные жалобы населения чиновники должны рассматривать
В 21 веке, веке интернета и всевозможной электроники, которая придает нашей жизни небывалые скорости, у населения появилась возможность непосредственного общения с чиновниками, не отходя от домашнего или рабочего компьютера. Правда, подобным общением можно было воспользоваться всегда. Например, телефон – позвонить в диспетчерскую, рассказать о том, что случилось в доме, и через день-два, а может и раньше в зависимости от сложности и срочности, обязательно придут специалисты и текущую устранят проблему.
Несколько сложнее решался вопрос вокруг домовой территории. Тут в ход пускалось бумажное письмо или жалоба. Всё, что касалось и касается бумажного вида общения с чиновниками в Москве, происходит несколько сложнее. Если Вы хотите лично принести письменную заявку, то необходимо попасть в часы приема органов власти, а они обычно те же, что и на Вашей рабочем месте, то есть с 9-00 до 18-00. Максимум на что может рассчитывать житель, это изменение часов приема на час в одну или другую сторону. Но этого обычно бывает не достаточно, т.к. приблизительно такое же время уходит на то, чтобы доехать от работы до дома. Поэтому был ещё один способ – почта. Отправить жалобу заказным письмом с уведомлением можно в любое время работы почтового отделения и ждать на него либо ответа, либо исполнения желаний. Здесь тоже несколько подводных камней или неприятных ситуаций для разрешения вопроса.
И вот, наконец, у простого рядового обывателя появилась реальная, казалось бы, возможность общения с органами власти и чиновниками на местах, которых мы так часто выбираем или от нашего имени назначаются. Это Интернет общение. Теперь, найдя сайт управы района (первоначальное звено, обслуживающее дома, в которых мы непосредственно проживаем) или префектуры округа (вышестоящая организация, которой подчиняется управа района), а также определив непосредственного человека, который отвечает за те или иные проблемы необходимые в решении, мы смело можем в письменном виде написать ему сообщение с необходимыми указаниями наших реквизитов – ФИО, адрес места жительства, телефон для связи, и ждать ответа на поставленный вопрос. Причем, как обещается, жалобы граждан в отношении органов исполнительной власти должностные лица обязаны будут направить не позже чем через две недели с момента поступления, а не через 30 дней по старому порядку. Каждое учреждение, оказывающее госсуслуги, обзавелось специальными уполномоченными лицами, которые обязаны следить за приемом жалоб и ответами на них.
Не всегда, однако, получаемый ответ от прямых органов власти устраивает жильцов. Должностные лица быстро научились обходиться отписками. В управах и префектурах жалуются на недостаток сотрудников, работающих исключительно с жалобами. Для этого мэр Москвы ввел городские интерактивные порталы с соответствующим регламентом обработки жалоб, где органы власти столицы через городские интерактивные порталы и мобильные приложения, должны рассматривать жалобы граждан и дать содержательный и доступный для понимания ответ по электронному обращению в течение 8 рабочих дней. Ограничен также срок регистрации жалобы - не более суток в обычные дни и 72 часов - в праздники.
Модерацией обращений и ответов на них госорганов занимается Единая редакция, которая направит сообщение от пользователя в профильное ведомство или в контрольный орган, а впоследствии разместит его в открытом доступе. Пользователя оповестят о ситуации с его жалобой по e-mail и через личный кабинет «Мобильной приемной». На новый механизм работы с электронными жалобами уже перешли портал «Наш город», приложение для iOS, Android и WP4 «Мобильная приемная» и портал «Дороги Москвы», возобновивший прием обращений на дорожные ямы и некачественную уборку улиц.
Вот что сказал мэр Собянин: «Сложнее всего ведь именно добиться того, чтобы твой заказ был качественно выполнен. И здесь роль чиновника очень высока, потому что именно он должен это контролировать. Но так как мы на чиновников не очень надеемся, и они не всегда приносят нам достоверную информацию, мы создали систему порталов, куда люди сами могут написать, опубликовать там фотографию, и после того, как жалоба придет на портал, чиновнику уже не отвертеться. Я не могу проконтролировать все, мне нужно, чтобы сами жители включались в эту работу».
Теперь чиновникам придется более оперативно реагировать на жалобы, поступающие от граждан. Согласно Постановлению Правительства от 16 августа 2012 г. № 840, рассматривать подобные заявления они должны в 15-дневный срок.
Электронные жалобы не будут рассматриваться чиновниками и письмо может остаться без ответа, если оно будет содержать «нецензурные» или оскорбительные выражения и угрозы, показывающее уровень конфликта, недовольство и напряжения жалобщика. Также нет необходимости в красочных рассказах с живописными подробностями неподобающего поведения с отчаянным отстаиванием собственной позиции, показывая правоту одной их конфликтующей стороны. Писать необходимо кратко, четко и конкретно с указанием стоящей на сей момент проблемы.
Кстати говоря, осенью в столице для жалоб горожан заработает Единый портал. На сайте будут обрабатываться все жалобы от населения, которые переведут в электронный вид, установят соответствующие сроки, регламенты по ответам.
Сейчас же москвичи могут жаловаться на сайтах «Дороги Москвы», «Дома Москвы» и «Наш город».
Материал подготовлен по открытым источникам.
2013, Москва, специально для Интернет-издания «Московское Время» Барановская Светлана
Ссылки по теме: