За что могут оштрафовать пешеходов и как избавиться от назойливого инспектора Государственной Инспекции Безопасности Дорожного Движения?
В последнее время всё чаще и чаще сотрудники ГИБДД стали штрафовать пешеходов, переходящих дорогу «в неположенном» месте.
Считается, что пешеходы - народ непуганый. Им не расставляют ловушки в виде камер фото-видео-фиксации на каждом шагу, их не снимают на «Паркон» и не сдают гаишникам «доброжелатели» с видео-регистраторами, стоящими на лобовом стекле почти в каждом автомобиле. Попасть под жезл инспектора для такого пешехода считается делом случая. Однако, в последнее время всё чаще и чаще встречаются автомобильные посты службы ГИБДД, останавливающие и штрафующие пешеходов. В начале инспекторы, скромно потупив взор, объясняли задержание тем, что у них очередной месячник и план по количеству предъявленных штрафов для граждан, передвигающихся на своих «двоих». Сейчас же действуют более жестко, резко и почти с явным удовольствием «расставляют силки» для безлошадников.
Итак, давайте разберёмся и попробуем ответить на вопрос: "За что могут оштрафовать пешеходов и как избавиться от назойливого инспектора?"
Напомним, что с сентября 2013 года в соответствии со статьёй 12.29 Кодекса административных правонарушений (КоАП), какое бы правило дорожного движения ни нарушил пешеход (за редким исключением), штраф начисляется по системе все по 500.
И ещё один немаловажный закон для пешеходов: Постановление Правительства РФ от 23.10.1993 N 1090 (ред. от 28.06.2017) "О Правилах дорожного движения" (вместе с "Основными положениями по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанности должностных лиц по обеспечению безопасности...
ПДД РФ, 4. Обязанности пешеходов
4.1. Пешеходы должны двигаться по тротуарам, пешеходным дорожкам, велопешеходным дорожкам, а при их отсутствии - по обочинам. Пешеходы, перевозящие или переносящие громоздкие предметы, а также лица, передвигающиеся в инвалидных колясках без двигателя, могут двигаться по краю проезжей части, если их движение по тротуарам или обочинам создает помехи для других пешеходов. (в ред. Постановления Правительства РФ от 22.03.2014 N 221)
При отсутствии тротуаров, пешеходных дорожек, велопешеходных дорожек или обочин, а также в случае невозможности двигаться по ним пешеходы могут двигаться по велосипедной дорожке или идти в один ряд по краю проезжей части (на дорогах с разделительной полосой - по внешнему краю проезжей части). (в ред. Постановления Правительства РФ от 22.03.2014 N 221)
При движении по краю проезжей части пешеходы должны идти навстречу движению транспортных средств. Лица, передвигающиеся в инвалидных колясках без двигателя, ведущие мотоцикл, мопед, велосипед, в этих случаях должны следовать по ходу движения транспортных средств. (в ред. Постановления Правительства РФ от 14.12.2005 N 767)
При переходе дороги и движении по обочинам или краю проезжей части в темное время суток или в условиях недостаточной видимости пешеходам рекомендуется, а вне населенных пунктов пешеходы обязаны иметь при себе предметы со световозвращающими элементами и обеспечивать видимость этих предметов водителями транспортных средств. (абзац введен Постановлением Правительства РФ от 14.12.2005 N 767, в ред. Постановления Правительства РФ от 14.11.2014 N 1197)
4.2. Движение организованных пеших колонн по проезжей части разрешается только по направлению движения транспортных средств по правой стороне не более чем по четыре человека в ряд. Спереди и сзади колонны с левой стороны должны находиться сопровождающие с красными флажками, а в темное время суток и в условиях недостаточной видимости - с включенными фонарями: спереди - белого цвета, сзади - красного.
Группы детей разрешается водить только по тротуарам и пешеходным дорожкам, а при их отсутствии - и по обочинам, но лишь в светлое время суток и только в сопровождении взрослых.
4.3. Пешеходы должны переходить дорогу по пешеходным переходам, в том числе по подземным и надземным, а при их отсутствии - на перекрестках по линии тротуаров или обочин.(в ред. Постановления Правительства РФ от 14.11.2014 N 1197)
На регулируемом перекрестке допускается переходить проезжую часть между противоположными углами перекрестка (по диагонали) только при наличии разметки 1.14.1 или 1.14.2, обозначающей такой пешеходный переход.
(абзац введен Постановлением Правительства РФ от 02.04.2015 N 315)
При отсутствии в зоне видимости перехода или перекрестка разрешается переходить дорогу под прямым углом к краю проезжей части на участках без разделительной полосы и ограждений там, где она хорошо просматривается в обе стороны
4.4. В местах, где движение регулируется, пешеходы должны руководствоваться сигналами регулировщика или пешеходного светофора, а при его отсутствии - транспортного светофора.
4.5. На нерегулируемых пешеходных переходах пешеходы могут выходить на проезжую часть (трамвайные пути) после того, как оценят расстояние до приближающихся транспортных средств, их скорость и убедятся, что переход будет для них безопасен. При переходе дороги вне пешеходного перехода пешеходы, кроме того, не должны создавать помех для движения транспортных средств и выходить из-за стоящего транспортного средства или иного препятствия, ограничивающего обзорность, не убедившись в отсутствии приближающихся транспортных средств.(в ред. Постановления Правительства РФ от 14.11.2014 N 1197)
4.6. Выйдя на проезжую часть (трамвайные пути), пешеходы не должны задерживаться или останавливаться, если это не связано с обеспечением безопасности движения. Пешеходы, не успевшие закончить переход, должны остановиться на островке безопасности или на линии, разделяющей транспортные потоки противоположных направлений. Продолжать переход можно лишь убедившись в безопасности дальнейшего движения и с учетом сигнала светофора (регулировщика).(в ред. Постановлений Правительства РФ от 14.11.2014 N 1197, от 02.04.2015 N 315)
4.7. При приближении транспортных средств с включенным проблесковым маячком синего цвета (синего и красного цветов) и специальным звуковым сигналом пешеходы обязаны воздержаться от перехода дороги, а пешеходы, находящиеся на проезжей части (трамвайных путях), должны незамедлительно освободить проезжую часть (трамвайные пути). (п. 4.7 в ред. Постановления Правительства РФ от 14.11.2014 N 1197)
4.8. Ожидать маршрутное транспортное средство и такси разрешается только на приподнятых над проезжей частью посадочных площадках, а при их отсутствии - на тротуаре или обочине. В местах остановок маршрутных транспортных средств, не оборудованных приподнятыми посадочными площадками, разрешается выходить на проезжую часть для посадки в транспортное средство лишь после его остановки. После высадки необходимо, не задерживаясь, освободить проезжую часть. (в ред. Постановления Правительства РФ от 25.09.2003 N 595)
При движении через проезжую часть к месту остановки маршрутного транспортного средства или от него пешеходы должны руководствоваться требованиями пунктов 4.4 - 4.7 Правил.
Подведём итоги.
Рассмотрим примеры, когда пешеходов оштрафовать можно, а когда действия сотрудников ГИБДД, мягко сказать, несправедливы.
Движение в один ряд
Каждого ребенка в школе учат, что ходить по краю дороги можно только навстречу машинам, чтобы и пешеходы, и водители видели друг друга в лицо. Но никто не уточняет, что ходить по краю проезжей части можно только тогда, когда в пределах видимости нет ни тротуара, ни обочины. И только навстречу движению, а не в попутном направлении. И обратите внимание - лишь в один ряд! В противном случае сотрудник Госавтоинспекции, который может случайно оказаться рядом, оштрафует вас на 500 рублей.
Нельзя ходить по любой загородной дороге, если на ней установлен знак: белый автомобиль на синем фоне. Это значит, что дорога предназначена только для машин, автобусов и мотоциклов. Ходить по ней пешеходам запрещено, и наказывается нарушение рублем.
Перебегать дорогу на красный свет нельзя. Это одно из самых популярных нарушений, за которое сотрудники Госавтоинспекции могут наложить штраф.
Пытаясь уйти от ответственности, виновники оправдываются, что перешли дорогу на красный, потому что не было машин, а разрешающий сигнал долго не загорался.
Или: все побежали, и я побежал… Либо просто не обратил внимания на то, какой загорелся свет. Все эти оправдания уже не спасут. Перейти на красный свет то же самое, что на него проехать. И в том и в другом случае это является грубейшим нарушением. Только водитель за это заплатит тысячу рублей за первое нарушение и пять тысяч, если в течение года подобное повторится. Для пешехода ответственность за рецидив не предусмотрена. Пробежка на красный свет будет стоить 500 рублей.
Пересекать дорогу нужно только под прямым углом. «Пересекать проезжую часть», как гласит формулировка правил дорожного движения, пешеходы должны по пешеходным переходам - под землей или над ней. Любая перебежка улицы в пределах видимости знака «Подземный пешеходный переход», где белый человек на синем фоне спускается по ступенькам, грозит наказанием.
Но что делать, если в пределах видимости нет ни одного подземного или надземного перехода, а дорогу не заграждает ни один забор? Если вы все же рискнете и перейдете улицу и к своему несчастью встретите на противоположном "берегу" инспектора, будьте уверены, он вас оштрафует. Воспользовавшись тем, что вы не знаете правил.
Однако если вы с уверенностью отрапортуете, что «при отсутствии в зоне видимости перехода или перекрестка разрешается переходить дорогу на участках без разделительной полосы и ограждений там, где она хорошо просматривается в обе стороны», а также, что при переходе в зоне видимости не было ни одной машины, и что вы не создавали своими действиями помех на дороге, а также попросите инспекторов ГИБДД предъявить вам факт нарушения или свидетелей, которые подтвердят то, что вы переходили дорогу в неположенном месте, то от вас поскорее избавятся, чтобы найти следующую жертву. Главное не допустить досадную ошибку и не перебежать улицу наискосок. Так как по правилам переходить дорогу в данном случае можно только под прямым углом. Хотя в правилах ничего не сказано о том, что инспектор должен измерить транспортиром угол перехода улицы или сотрудник Госавтоинспекции должен определить угол на глаз… Так что ситуация по поводу угла довольно спорная. Да и вообще правила составлены так, чтобы их как аргументы в свою пользу употреблял только знающий человек. Поэтому если даже удастся доказать, что рядом не было ни одного надземного или подземного перехода, дорога без разделительной полосы и ничем не ограждена, нет знаков, указывающих, что здесь запрещено переходить дорогу, или если у вас плохое зрение и поэтому вы не видели знак пешеходного перехода,то главное выдержать угол. В противном случае, штраф - 500 рублей.
А эти штрафы составляют каждый по тысяче рублей
В статье 12.30 пункт 1 КоАП есть свое название: «создание помехи на дороге». Под категорию «создание помехи на дороге» можно подвести все, что угодно. Тысячу рублей придется заплатить, если выбежать, к примеру, наперерез машинам. Либо ловить такси, стоя на проезжей части, либо гулять в нетрезвом виде по дороге, создавая своими действиями помехи для движения транспорта.
В том случае, если по вине пешехода, который создает помехи на дороге, кто-то еще и пострадает, инспектор может наложить на нарушителя штраф в размере от одной до полутора тысяч рублей.
И хотя законом для нарушителей предусмотрена ещё одна, более лояльная форма наказания – такая, как предупреждение, однако практика показывает, что инспекторы ГИБДД забывают о мерах предупреждения и с большей охотой наказывают пешеходов рублем, независимо от того как пешеход ведёт себя, переходя дорогу. Ситуации могут быть самые разные. Даже на пешеходном переходе какой-нибудь торопыга, как черт из табакерки может выскочить перед машиной, либо проехать верхом на велосипеде или любом другом колесном средстве типа скутера на колесах, самоката или роликов. В данном случае автовладельцы считают, что КоАП несправедлив, потому как 500 рублей слишком маленькая цена за тот шок, который испытывают водители. И в то же время пешеходы, переходящие проезжую часть когда в зоне видимости нет ни одного движущегося транспортного средства, повертев головой, как учили в школе вправо-влево и убедившись, что они не мешают никому, перейдя дорогу, бывают справедливо недовольны, что с них взимают штрафы непонятно откуда взявшиеся гаишники. Причем обычно подобные ходоки уже довольно в зрелом возрасте, а может это и пенсионеры, привыкшие за свою жизнь доверять людям в форме. И вот с них-то в основном и собирают штрафы сотрудники госавтоинспекции.
И напоследок хочется верить, что добрые, отзывчивые милиционеры и инспекторы ГИБДД, такие как "Дядя Стёпа - милиционер" Сергея Михалкова всё-таки не перевелись в нашей стране и напомнить всем слова кота-Леопольда: "Ребята, давайте жить дружно!"
2017, Москва, специально для интернет-издания "Московское время" Фонвизин Анатолий