На страницах различных газет, журналов и Интернет-изданий можно прочитать совершенно разные по утверждениям статьи про использование антигололедных реагентов, используемых зимой 2012-2013 года. Некоторые СМИ утверждают, что по сообщениям главы Департамента ЖКХ и благоустройства Андрея Цыбина на столичные дороги этой зимой попало на 70 тысяч тонн реагентов меньше, чем, например, при градоначальнике Лужкове зимой 2009–2010 годов, в которую использовалось 498 тысяч тонн, а в 2010–2011 годах - 470 тысяч тонн.
Причем:
- Мы пересмотрели регламенты, - сказал Цыбин, - Москва увеличилась в 2,5 раза, но в 2012 году мы вновь перешли на применение реагентов в объеме 400 тысяч тонн.
Он подчеркнул также, что по ряду заказчиков есть случаи, связанные с перерасходом реагентов, или наоборот, с их экономией. Поэтому Департамент планирует создать единого оператора, который будет отслеживать использование и более правильное нанесение антигололедных средств на дорогах города.
Кстати говоря, эксперты раскрыли состав используемых в Москве антигололедных реагентов и отметили, что в них содержится чистый натрий хлор, который в высоких концентрациях вреден не для человека, а только лишь для окружающей среды и техники, поэтому на дорогах применяют различные смеси, спасая население от негативного воздействия химических веществ. В их состав входят: калий хлор, натрий хлор, являющиеся минеральными удобрениями. И чтобы при низких температурах плавить лед, используется жидкий реагент на основе кальция.
- Соли, которые применяются в противогололедных реагентах, не вызывают ожог. Они ненамного вреднее обычной воды, - рассказал член экспертной группы Центра химико-экологической общественной экспертизы Михаил Рейнов.
- Первый и основной элемент, концентрация которого всегда 60% и выше по количественным показаниям, - это натрий хлор. Мы его с вами едим, мы его просто сыпем в суп. Поэтому получить для человека токсически негативное воздействие, конечно, можно, но для этого нужно съесть пуд соли. И то, как вы знаете, съеденный пуд соли является мерилом дружбы, - цитирует РБК зампреда комитета Госдумы по природным ресурсам, природопользованию и экологии Максима Шингаркина.
- Кальций хлор тоже является удобрением, но у кальция есть одно негативное свойство: он очень сильно влияет на коррозию. Он вызывает коррозию. Применительно к нашим гражданам, жителям Москвы это как раз тот самый случай, когда жители говорят: "Я наступил в лужу с реагентом, и у меня испортилась обувь". Поэтому кальций хлор не применяется на тротуарах, а только на дорогах и только в жидком виде", - добавил Шингаркин.
Также на столичных тротуарах применяют формиат натрия - муравьиную кислоту, а в качестве фракционного материала используют мраморную крошку, не приводящую, в отличие от гранитной, к поломкам эскалаторов метро.
При этом, как отмечается, невозможно создать идеальный реагент, который не разъедает обувь, не портит машины и экологию, однако при правильном использовании токсический эффект можно свести к нулю.
- Необходимо понимать, что входит в состав конкретного химического вещества и как этим веществом пользоваться, - отметила научный сотрудник лаборатории гигиены почвы НИИ им. Сысина РАМН Мария Водянова. - Существует технология, как правильно эксплуатировать данные виды реагентов, и при соблюдении всех этих требований никаких проблем не возникает.
Между тем кандидат химических наук, член экспертной группы Химико-экологической общественной экспертизы Михаил Рейнов опроверг "миф" о том, что используемые в столице противогололедные реагенты могут оказать негативное воздействие при попадании на кожу человека:
- Некоторые люди жалуются, что противогололедные реагенты могут вызвать химические ожоги - чушь, извините за грубое слово. Химические ожоги вызывают такие агрессивные химические соединения, как кислоты, щелочи, ангидриды, хлорангидриды, нитрат серебра в большой концентрации и прочие ярые, агрессивные реагенты. Соли, которые применяются в противоледных реагентах, не вызывают термических ожогов. Они не намного вреднее обычной воды.
Однако, как сообщается на сайте издания «За рулем»
для борьбы с гололедом в Москве используются не только запрещенные, но ещё и радиоактивные реагенты. К такому выводу пришли специалисты кафедры почвоведения МГУ, которые сделали анализ веществ по просьбе межрегионального общественного центра «За безопасность российских дорог».
Вещества, используемые столичными коммунальщиками, называются галит и СБГ, однако их применение в качестве реагента запрещено, поскольку они губительны для людей и природы. СБГ изначально был признан реагентом, и уже в 2008 году его запретили использовать, и провели конкурс на его утилизацию.
СБГ представляет собой электролитический шлам Соликамского магниевого завода. Он относится к третьему классу радиоактивной опасности и содержит токсичные элементы. В частности, в его состав входит элемент К-40 с периодом полураспада 1,3 млрд лет.
Ранее в департаменте ЖКХ Москвы заявляли, что город посыпают экологически чистой пищевой поваренной солью. Стоит ли читателям слепо доверять этим данным? Так это или нет, остается только гадать. Однако становится удивительным фактом то, что всё асфальтовое покрытие после применения противогололёдных веществ покрывается плотным белым налетом. А обработанная составом дорога даже при минус 10 градусов по Цельсию вся в лужах, которые длительное время не высыхают, не леденеют и не покрываются снегом, а со временем высыхая попадают в воздух, которым мы дышим. Бедные домашние животные, выходя с хозяевами гулять на улицу и наступив в жижу химического вещества, либо на посыпанную реагентами дорогу обнаженными лапами через пару часов просто не могут наступить на ноги и сильно страдают от этого. Интересно, а никто не замечал, что в Москве почти не осталось мелких птиц? Можно буквально сосчитать воробьев в каждом дворе, парке или лесопарке. Синиц в столице уже почти не осталось, не говоря о других разновидностях отряда воробьевых. А горожане, которые в зимний период ни с того ни с сего испытывают сильнейший сухой раздражающий кашель, а затем через какое-то время получают эффект, когда у них пропадает голос. Это ли не действие противогололедных химических препаратов? Интересно, а кто-то проводил исследования - с чего вдруг у большинства населения столицы появилась такая болезнь, как аллергия? И почему за 20-ть с лишним лет существования демократии в стране больных аллергией стало в несколько раз больше? Причем сами врачи жалуются - почти невозможно выяснить, что же конкретно является сильнейшим аллергеном для человека, особенно в дни наступающих холодов и выпадения снега. Конечно, картинка чистки улиц зимой от снежного покрова центральных городов изменилась очень сильно. Даже в социалистической стране, при КПСС, когда не было безработицы, улицы до асфальта почти не чистились, но посыпались экологически-чистым продуктом – обычным песком и, конечно же, не сахарным.
Всё чаще в головах у думающих людей начинает кипеть разум возмущенный и возникает справедливый вопрос: «Как долго мы будем жить по тексту песни «Интернационал»:
- Весь мир насилья мы разрушим до основания, а затем…»
Неужели нельзя оставить всё то лучшее, что было ранее, и перенести его в настоящее время и светлое будущее? Зачем вновь изобретать велосипед, когда его уже принял весь мир таким, каков он есть? И когда же мы наконец-то поумнеем и станем мудрыми, защищая экологию и жизнь обычных рядовых людей?
2013г., специально для Интернет-издания «Московское Время» Барановская Светлана