Автор фильма «Левиафан» Андрей Звягинцев стал обладателем Белого слона за лучшую режиссуру. Впрочем, этим дело не ограничилось. Национальной премией кинокритиков «Белый слон» за 2014 год эта же картина была награждена еще в пяти номинациях. Церемония награждения прошла в московском Доме кино 3 февраля 2015 года.
Абсолютным триумфатором премии Гильдии киноведов и кинокритиков России Белый слон за 2014 год стала завоевавшая уже множество международных призов и буквально на днях отмеченная отечественными и даже выдвинутая от России на «Оскара», но достаточно неоднозначно воспринятая в родном отечестве, картина Андрея Звягинцева «Левиафан». Фильм стал абсолютным триумфатором премии, получив шесть наград из заявленных восьми, включая главную – «Лучший фильм года». Помимо этого кинокартина была отмечена за лучшую режиссуру и сценарий, а также почти во всех актерских номинациях. За лучшую главную женскую роль обладателем Белого слона стала Елена Лядова. Лучшими мужскими - главная и второго плана были признаны Алексей Серебряков и Роман Мадянов.
В главной номинации "Белого слона" конкуренцию Левиафану составляли получившая приз «Серебряный лев» 71-ого Веницианского кинофестиваля картина «Белые ночи почтальона Алексея Тряпицына» и «Дурак» Юрия Быкова. За титул лучшего режиссера с Андреем Звягинцевым боролись Андрей Кончаловский и Александр Котт с фильмом «Испытание». К слову, признанный лучшим и многочисленно отмеченный на недавно прошедшей церемонии вручения 13-й профессиональной национальной кинопремии Золотой орёл фильм Никиты Михалкова «Солнечный удар» кинокритиками был даже не замечен.
При том, что картина Андрея Звягинцева "Левиафан" только сегодня 5 февраля выходит в широкий прокат, она уже стала самой обсуждаемой. Фильм, как известно, выдвинут на «Оскар» от России. И не чудо ли, как утверждают некоторые СМИ, как раз в это время копия фильма одного из членов Американской киноакадемии попала на пиратские сайты. Халява или простое любопытство, но у многих появилось желание увидеть фильм до его показа на большом экране. Не последнюю роль сыграл и тот факт, что ко времени появления картины в интернете она уже успела насобирать престижных международных наград, к которым чуть позже прибавился и «Золотой глобус» (в отечестве это случалось один-единственный раз в 1969 году, тогда речь шла о "Войне и мире").
Что собственно происходит в фильме
Где то в России, на берегу северного моря живет автомеханик Николай (его сыграл актер Алексей Серебряков). Вместе с ним, под одной крышей живут жена Лилия (актриса Елена Лядова)и сын от первого брака. Собственно, Николай, можно сказать, коренной житель этих мест, потому как там родился и прожил половину жизни, там жили его отец и дед. Все бы хорошо, наверное, Николай так бы дальше и работал, но возникает некая проблема. «Для государственных нужд» через суд у него пытаются изъять земельный участок, а заодно и авто-мастерскую и, собственно, дом, где он живет. Сам Коля уверен, что это происки Мэра, который собирается построить на этом месте себе «дворец». Чтобы помочь Николаю отстоять свои права из самой Москвы приезжает столичный адвокат - его старый армейский товарищ Дмитрий (Владимир Вдовиченков).
У Дмитрия находится компромат на местного градоначальника (актер Роман Мадянов), с помощью которого он и намерен решить проблемы Николая. И надо сказать Мэр поначалу пугается и пытается привлечь к этому делу судью, прокурора и начальника полиции. Он требует от них принять меры в отношении приезжего адвоката и напоминает, какое невеселое будущее всех их ждет в случае его неизбрания на следующий срок.
И только местный архиерей помогает мэру сохранить уже, казалось бы, потерянное навсегда самообладание. Всякая власть от Бога. "А где власть, там и сила,"- не устает повторять священнослужитель. И чиновник решается прибегнуть к силе. А тут, как некстати, между Николаем, Дмитрием и Лилией разыгрывается нешуточная драма. В результате Николай лишается друга, жены и имущества, а потом и свободы, при этом откровенно не понимая за что же ему все это наказание.
Итогом фильма является построенный на месте дома Николая храм, где совершает службу тот самый архиерей. Мэр и его свита – все чинно внимают его словам о необходимости встать на защиту православия и говорить правду.
Причем здесь Левиафан?
В СМИ появились интервью, в которых Андрей Звягинцев рассказал, что название картины появилось после того, когда режиссер обратился к тексту Ветхого Завета. Можно было бы сказать, что это параллели библейской ветхозаветной истории Иова Левиофана перенесенные в современные реалии. Удачной метафорой для передачи смысла фильма явились и сочинения английского философа Томаса Гоббса под названием «Левиафан, или Материя, форма и власть государства церковного и гражданского», в котором образ библейского чудовища был использован для обозначения могущественного государства. Сам же Звягинцев поясняет, что главный герой его фильма Николай лишь находится в тени сюжета об Иове, но не более того.
Картину и критикуют и хвалят
Пока картина собирала международные призы, её копию уже успели посмотреть несколько миллионов человек. Выяснилось, что Левиафан просто таки изобилует нецензурной лексикой. Этот факт становился непреодолимой преградой и грозил отказать фильму в прокатном удостоверении без которого выход на широкий экран был бы просто не возможен. Создатели фильма надеялись, что факт получения прокатного удостоверения до 1 июля, т.е. до начала действия закона о запрете мата в художественных произведениях, позволит им показать зрителям авторскую версию картины, но в итоге для проката ее пропустили через цензуру. Также из отзывов посмотревших стало ясно, что на экране часто появляется водка.
После появления нелегальной копии фильма громче, чем критика сквернословия и обильных возлияний, стала звучать критика по более глобальным вопросам. Наверное не в последнюю роль сыграл и тот факт, что фильм «Левиафан» был снят в том числе и при финансовой поддержке Министерства культуры РФ - первая и наиболее весомая претензия в отсутствии патриотизма и очернении ни много ни мало а всей российской власти. А заодно и православия, и всей России в целом. Некоторые к этому добавляют желание авторов угодить Западу в надежде получить побольше международных наград. Есть и те, кто пытаются анализировать фильм Звягинцева с художественной точки зрения, находят в нём множество недостатков и недочетов. В этой категории претензии к сценарию, съемке, затянутости действий, да и самой картины в целом.
Как рассказал в своем интервью интернет-изданию «Московское время» сам Андрей Звягинцев:
- Я знал, что разделение, и достаточно жёсткое, в обществе будет и что аудитория поляризуется при этом очень серьезно. Но, возможно, не представлял себе, что будет такой масштаб разделения. Степень не только отторжения, но и восприятия при этом эмоционально подогретыми с обеих сторон. Но это-то и хорошо. В результате появляется дискуссия в обществе, которая позволяет рассуждать, сомневаться и спорить. А, как известно, в споре что-то там рождается. 9 или 10 января картина появилась в торентах и до настоящего времени картину уже успели посмотреть более трех миллионов человек. И этот масштаб просмотров впечатляет.
В качестве интересного факта, Андрей Звягинцев привел результаты опроса, прошедшего на одном из радиоканалов. Выяснилось, что около 46% опрошенных ответили: «Я картины Левиафан не видел, но считаю что она антироссийская».
Так ли это, конечно, покажет только время и российский зритель, который, как известно самый зрительный, потому, что голосует своим собственным рублем. Или вот как у мэтра отечественного кино Станислава Говорухина:
- О картине можно судить лет 20 спустя. Если выживает — значит, достойная работа, если про нее забывают — туда ей и дорога.
2015, Москва, специально для интернет-издания «Московское время» Евгений Барановский, фото автора
Ссылки по теме: