В канун февральского мужского праздника в Москве открылась выставка «Мода за железным занавесом. Из гардероба звезд советской эпохи»
22 февраля 2012 года в столичном ГМЗ Царицыно открылась выставка «Мода за железным занавесом. Из гардероба звезд советской эпохи». Основу выставки одежды времен СССР составила коллекция известного модника Александра Васильева. На выставке представлены вещи, которые когда либо принадлежали и носились видными личностями страны Советов. Представители интернет-издания "Московское время" побывали на открытии выставки, и о том, что они там увидели в репортаже далее.
Наверное, во все времена женщинам хотелось быть красивыми, а с того момента как появилось понятие мода - еще модно и стильно одеваться. И, естественно, всегда были кумиры, являвшие собой предмет для подражания. В Советском обществе это были те, кто всегда был на виду – звезды театральной сцены, кино, нередко жены видных государственных чиновников и деятелей культуры. Порой именно они становились воплощением красоты, зачастую формировали вкусы, ими восхищались, им подражали. В глазах миллионов они были иконами стиля во многом формировавшими бытовую составляющую жизни для той ушедшей страны.
В довоенное время, когда еще были живы воспоминания о дореволюционной моде, актриса Алиса Коонен блистала в шелковом красном платье, а супруга Максима Горького Мария Андреева в зеленом из шифона. Однако, со слов куратора выставки Ирины Коротких, символом того времени считалось платье с оторочкой из меха кошки:
- Это типично, причем мне не известно - знали ли эти женщины, что это мех кошки? Им просто хотелось носить шелк, меха.
Однако меха на протяжении десятилетий советские женщины не могли себе позволить. То ли не было денег, то ли господствующая в молодой стране Советов идеология предписывала считать все эти «буржуазные штучки» пережитком прошлого. И только жены политических деятелей и актрисы ухитрялись в то время выглядеть иначе. После великой отечественной войны, правда, ситуация несколько изменилась. Со слов Александра Васильева в страну хлынул поток трофеев:
- Именно в таких чемоданах трофеи доставлялись в нашу страну. Офицеры привозили своим женам платья из бархата, вышитые китайские халаты из Харбина, знаменитые горжетки из чернобурок, цигейковые шубы.
В 50-е после выхода на экраны страны фильма Карнавальная ночь, Людмила Гурченко в одночасье стала иконой нового стиля. Осиная талия, платья с пышными юбками. Впрочем, на этой выставке в каждом зале маленькие шедевры. Полушубок приобретенный поклонником, на который не хватало денег у самой Галины Улановой. Белый стеганный шелковый костюм, который Коко Шанель подарила Майе Плисецкой за то, что балерина провела мастер-класс с манекенщицами торгового дома. Приталенный силуэт, строгий покрой, внушительные карманы - узнаваемый стиль знаменитой француженки. Как бы современно не выглядело платье, оно скрывает маленький секрет, на платье пуговицы, которые выполнены в виде головы льва - первоначальный логотип самой Шанель, которая родилась под этим знаком зодиака. Или платье Клары Лучко, в котором она была на Каннском кинофестивале. Про этот экспонат Александр Васильев рассказал следующее:
- Благодаря этому платью ее окрестили красной бомбой. Красной потому, что она была в красном платье, а бомбой – потому что это платье на креналине имеет такую очень пышную, мощную форуму.
Самое интересное, что это красное платье Клары Лучко даже не Прет-а-Порте, обычное нейлоновое платье со вставленными внутрь для придания формы металлическими обручами. Парадокс, однако, состоял в том, что знаменитая актриса так смогла преподнести себя и настолько в нем эффектно и достойно выглядела, что у окружающих и мысли не было, что наряд не есть последнее слово мировой моды от известных кутюрье.
К слову, проблема коллекционера при сборе коллекции по большей мере заключалась в том, что звездным владельцам было жалко расставаться со своими нарядами, в надеже еще, когда нибудь блеснуть в них перед публикой. Вообще Клара Лучко была одной из самых модно одетых советских знаменитостей. Секрет прост, ее дочь проживала в Канаде и имела бутик модной одежды. Относительно изящности - это уже заслуга самой актрисы. Нам удалось выяснить, что она по примеру Клеопатры принимала молочные ванны, при этом молоко для этих процедур авоськами носила себе сама.
Среди того, что окружало, обволакивало и подчеркивало достоинство талантливых и популярных особ наверное особенно ценный экспонат – туфельки, что носила сама королева экрана Любовь Орлова. Это единственный экземпляр. За туфельками историк моды Александр Васильев охотился более 25 лет.
После смерти Сталина в 1953 году пришла хрущевская оттепель. Страна Советов становится более открытой. Мы приезжаем, и к нам приезжают. И вместе с иностранцами приходит стиль «Нью-лук» с большим опозданием. Его Кристиан Диор придумал еще в 1947 году. Весь мир носит, а для советского человека это новинка. Тонкая талия высокая грудь и широкие бедра за счет большого количества юбок. Женщины в восторге. Стиль обречен на успех.
Что характерно для этого периода, это минимум товара, зато максимум идей. Многие костюмы звезды перешивали из старых платьев и даже занавесок. Как говорится днем звезда и кумир миллионов, вечером - швея-мотористка. Эту роль освоила и Светлана Светличная:
- Не было тканей, но была дешевая клеенка которая имела тканевую основу. И наши женщины сообразили, что если прогладить эту конструкцию горячим утюгом, то можно ткань снять с клеенки. Потом выстирать и сшить из нее любое платье. Получалась двойная выгода - в доме всегда были и клеенка и платье. Мы радовались даже такой ерунде. Ну, а когда появилось мини, я поступила просто - взяла ножницы, отрезала от своей зеленой юбки столько, сколько нужно и носила ее в таком виде.
В день открытия коллекция Александра Васильева пополнилась еще двумя экземплярами. Алла Будницкая подарила платье родом из сороковых годов прошлого века, а Светлана Светличная - наряд, приобретенный в Прибалтике в середине шестидесятых.
Выставка ретро-коллекции «Мода за железным занавесом. Из гардероба звезд советской эпохи» в Царицыно продлится до 12 июня 2012 года. Помимо двух сотен платьев и костюмов, которые носили талантливые и знаменитые люди, посетители смогут увидеть образцы советской парфюмерии, иллюстрации журналов мод и фотографии, позволяющие узнать, что носили в стране, начиная с 30-х годов. Увидеть, как при тотальном дефиците звезды советской эпохи умудрялись отлично выглядеть и удивлять заграницу, быть примером для подражания в собственной стране, как вообще шили и кроили в СССР. По большому счету эта выставка идей длинною в целый век представляет собой рай для дизайнеров, которым сюда просто прямая дорога за интересными идеями, да и женщинам ведь любую вещь, представленную здесь можно мысленно примерить на себя. Глядя на эти предметы, вдруг выясняется, что многое из представленного актуально и сейчас. Как говорят новое - это хорошо забытое старое, а значит мода, которая уходит иногда возвращается.
2012, Москва, специально для интернет-издания Московское Время (msk-times.ru) Барановский Евгений, фото Евгений и Светлана Барановские
Ссылки по теме: