Новое в законе об ОСАГО
С 1 марта 2009 года в силу вступают в силу поправки в закон «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» (ОСАГО) связанные с облегчением процедур получения страховых выплат и оформления ДТП. В действие вступают такие новые понятия, как «Прямое урегулирование» и «Европейский протокол» . Первое подразумевает, что в случае возникновения ДТП пострадавшая сторона обращается в свою страховую компанию. Второе означает, что оформить происшествие можно будет без участия сотрудников ГИБДД. По смыслу поправок жизнь российских автомобилистов должна стать значительно легче, т.к. теперь за возмещением убытков от ДТП можно будет обращаться в свою страховую компанию, а мелкие аварии разрешается оформлять самостоятельно.
Ранее планировалось, что эти поправки вступят в силу с 1 декабря 2008 года, но по инициативе страховщиков дата нововведения была перенесена на три месяца. Более того, руководители десяти страховых компаний написали письмо в Министерство финансов с просьбой перенести сроки вступления в силу этих поправок еще на два года. Это было связано с тем, что на момент предполагаемого вступления в силу поправок существовали нестыковки и даже некоторые противоречия с уже действующим законодательством. Так, например, «Европротокол» противоречил ст. 12.27 КоАП РФ, согласно которой «оставление водителем места дорожно-транспортного происшествия, участником которого он являлся, влечет за собой лишение права управления транспортными средствами на срок от одного года до полутора лет или административный арест на срок до пятнадцати суток».
В настоящее время, несмотря на то, что организационные и правовые вопросы решены, представители страховых компаний к изменениям в закон об ОСАГО относятся без энтузиазма. По мнению многих представителей этой сферы бизнеса, на фоне финансового кризиса введение прямого урегулирования убытков усложнит и без того нелегкое положение многих страховщиков. По оценкам специалистов, рынок ОСАГО еще не консолидировался. Все дело в том, что на этом рынке существует довольно много мелких компаний, судьба которых в условиях экономического кризиса остается под вопросом. В свое время, дабы расширить свое присутствие в различных регионах страны, физически не имея к этому возможностей эти компании, заключали взаимные договора по обслуживанию клиентов с другими, таким же компаниями. В результате, в случае банкротства, страховщики, оставшиеся на рынке, будут вынуждены оплачивать убытки клиентам обанкротившихся компаний, а взыскать потраченные средства им будет не с кого. Эксперты полагают, что в течение года с этого рынка могут уйти несколько десятков компаний. По некоторым оценкам, среднегодовой объем выплат одной такой компании равен примерно 50 млн рублей. В связи с этим существует реальная опасность того, что имеющегося страхового компенсационного фонда просто-напросто не хватит на выплату убытков за все ушедшие с рынка компании. Отсюда и риск неполучения страховых выплат в случае ДТП, автомобилистами решившим воспользоваться вступившими в силу поправками в виду непризнания некоторыми страховыми компаниями случаев по полисам, оформленным до 1 марта сего года.
Факт введения этих поправок на начальном этапе может принести немало разочарований и самим автовладельцам. Вполне вероятно, что в первое время процент отказа страховых выплат будет довольно высок. Прежде всего, из-за неосведомленности и отсутствия практики самостоятельного оформления страховых случаев у самих водителей. Исходя из опыта, многие специалисты страхового рынка утверждают, что у автовладельцев зачастую возникают трудности с правильным оформлением ДТП, оценкой ущерба и ситуации в целом. Чтобы избежать проблем со страховыми выплатами, автовладельцы должны научиться правильно, оценивать размер ущерба, внимательно проверять документы противоположной стороны и разобраться во всех тонкостях оформления ДТП.
Для того, чтобы водитель, попавший в ДТП мог воспользоваться появившимся правом и обратится за компенсацией ущерба напрямую непосредственно в свою страховую компанию минуя сотрудников ГИБДД необходимо соблюдение нескольких условий, которые надо четко знать:
Условия прямого урегулирования убытков по ОСАГО
Прежде чем отказаться от вызова сотрудника ГИБДД и уехать с места ДТП, необходимо убедиться в том, что:
- участников ДТП только двое;
- у обоих имеется действующий полис ОСАГО;
- среди пострадавших нет жертв с получением вреда жизни и здоровью;
- оба участника ДТП согласны в том, кто прав, а кто виноват;
- размер ущерба не составляет более 25 тыс. рублей.
Ссылки по теме: